БИБОСС
Войти

Бизнес-идеи для мужчин

Мужское предпринимательство в России не принято обсуждать в гендерном ключе. Как-то само собой подразумевается, что бизнес — это мужская территория. Такое мнение подтверждается и результатами исследований. По данным рекрутинговой компании Hays 85% российских фирм возглавляют мужчины. Среди линейных менеджеров мужчин тоже большинство — 61%. По данным другого источник — общественной организации «Опора России» — мужчин-предпринимателей в нашей стране сегодня 73%.

Что касается отраслей, в которых мужчины предпочитают вести бизнес, самой популярной является торговля. На втором месте — транспорт и связь, на третьем — операции с недвижимостью и строительством. А вот сельское хозяйство оказалось совсем непопулярным.

Стоит отметить, что всё вышесказанное справедливо в первую очередь для малого бизнеса. Компании среднего масштаба гораздо чаще работают в промышленном производстве и сельском хозяйстве.

Как видно, общая картина отличается от того, что характерно именно для женского предпринимательства. Напомним, что женщины предпочитают начинать бизнес в сфере услуг, в частности общепита, а также в торговле бьюти-товарами.

А вот причины, которые заставляют мужчин открывать своё дело, примерно те же, что и у женщин. Главная из них — желание быть независимым и работать на себя, а не «на дядю». На втором месте желание увеличить свой уровень дохода, на третьем — заняться любимым делом. Среди других мотивов для старта бизнеса называются желание быть успешным и жить достойно, а также стремление передать своё дело детям.

Если говорить о факторах, которые мешают мужчинам начать свой бизнес, то они также перекликаются с опасениями, которые терзают женщин. На пути обоих полов встают такие препятствия, как недостаток необходимых для открытия собственного бизнеса знаний, а также нехватка средств. Кроме того, потенциальных бизнесменов пугают возможные административные барьеры.

Стиль руководства

Принято считать, что женщины и мужчины руководители управляют своим бизнесом по-разному. Поскольку мужчин-управленцев большинство, а женщины стали занимать лидирующие позиции на работе сравнительно недавно, мужской стиль руководства воспринимается как нечто, что существует по умолчанию, и чаще всего обсуждается в сравнении с женским.

Говоря о типичных чертах мужского управления компанией, принято выделять следующие особенности:

1. Постановка глобальных задач. Мужчины-руководители обычно обрисовывают какой-то масштабный проект в общих чертах, ожидая что подчинённые всё поймут и начнут реализовать его.

2. Поспешность действий. Мужчины часто берутся за дело, не проанализировав все риски. Но в то же время, бытует мнение что мужчины более расчетливы в бизнесе, нежели женщины, которые действуют по наитию.

3. Жёсткость. Считается, что мужчины действуют более жёстко и уверенно. Это касается как общей стратегии развития бизнеса, так и отдельных моментов, например, переговоров.

Конечно, нельзя однозначно сказать, что стиль руководства зависит от пола руководителя. Колоссальное влияние на него оказывают также сама отрасль, в которой работает бизнесмен, а также индивидуальные особенности характера руководителя.

Не мужское дело?

Существует мнение, что любая работа может быть поделена на мужскую и женскую. Соответственно, и свой бизнес стоит открывать в подходящей сфере. Отчасти это мнение справедливо. По данным компании Superjob.ru, на позициях директоров по информационной безопасности или логистике чаще работают мужчины, на позициях директоров по персоналу и рекламе — женщины.

Похожее разделение можно увидеть и среди гендиректоров. Например, IT пока считается исключительно мужской территорией, а дамам пристало руководить бизнесом, связанным с детьми.

Но реальная жизнь часто не укладывается в рамки наших стереотипов. Как следствие, мы всё чаще встречаем женщин, которые руководят автомобильными производствами или сетями автоцентров. Меняется расстановка сил и в традиционно мужских сферах, например, в производстве стройматериалов. Сегодня едва ли не половина работников таких производств — женщины. Причём в некоторых случаях они не только не сталкиваются с пренебрежительным отношением коллег-мужчин, но и получают некую фору, особенно если руководят вопросами логистики.

Та же тенденция характерна и для другой стороны баррикад. Мужчины активно работают в отраслях, которые по умолчанию считаются женскими. При этом заведуют они не только административными вопросами или расширением бизнеса.

Неожиданно для самого себя в такую «женскую» сферу деятельности попал Александр Симонцев из Хабаровска.

Александр Симонцев

владелец двух частных детских садов

До 2008 года я был одним из руководящих сотрудников головного офиса банка, но с наступлением кризиса я вдруг оказался на улице. Я понял, что банкиры стали никому не нужны, и задумался, кто же тогда востребован в кризис.

Уже через три месяца мы с супругой открыли свой детский сад на дому. Так к нашим двум детям добавилось еще трое. Супруга готовила еду и была педагогом, я же стал нянькой, воспитателем и водителем в одном лице.

Стоит сказать, что бывшему руководителю отдела по работе с крупным корпоративным бизнесом поначалу было неловко вести переговоры с трудными «клиентами» 3-5 лет, которых нужно периодически сажать на горшок. Но совсем скоро я втянулся, а уже через два года работы у нас уже было 90 детей и два филиала.

Конечно, родители поначалу удивлялись, что заведующий детсадом — мужчина, причем мужчина очень большой и с бородой. Но совсем скоро привыкли.

Похоже, что наши представления о том, что является «мужским» делом, а что нет, уже пора менять. Тем более, что зачастую они оказываются в корне неверными. К примеру, многие из нас привыкли думать, что в сфере торговли косметикой работают исключительно женщины. Но на самом деле всё здесь обстоит совсем иначе.

Михаил Пестерев

владелец интернет-магазина эко-косметики CityNature.ru

На прошлой неделе я провел переговоры с шестью клиентами — руководителями оптовых компаний, работающих с косметикой. И только двое из них оказались женщинами. Если говорить об отрасли в целом, то, по моим наблюдениям 70%, а то и 80% директоров оптовых компаний — мужчины.

Сам я пришёл в сферу продаж косметики в 2012 году, когда и основал свой интернет-магазин. Мы с компаньоном не думали, что эту отрасль кто-то может посчитать «женской». Мы в первую очередь проанализировали, продажи каких товаров растут наиболее стремительно. Оказалось, что наиболее востребованными были бытовая техника и косметика.

Далее мы оценили количество конкурентов. В продажах косметики их оказалось меньше всего. Уже после этого мы нашли свою узкую нишу — оптовые продажи эко-косметики. Одним словом, всё это — чистый бизнес-интерес. Дело в том, что выгодно развивать именно это направление, а не в том, что мне интересна косметика

Такой ход рассуждений — ещё один пример логики мужчины-руководителя, который действует уверенно и не оглядывается принятые в обществе условности. Хотя, конечно, отнюдь не все рассуждают подобным образом. В противном случае вопросы вроде «Какой бизнес открыть мужчине?» просто не были бы столь популярны.

Но тем, кто, намеревается начать свой бизнес, всё-таки стоит большее внимание уделить перспективности той или иной сферы и собственным склонностям, а не тому, насколько бизнес будет соответствовать общим представлениям о мужественности.