Войти

Михаил Середа

Михаил Середа

Директор по развитию сети оптик «Счастливый взгляд»

Расскажите немножко о себе. Где Вы учились? С чего начинали свою карьеру?

Учился в СПбГУ, факультет социологии, там же защитил диссертацию. Позже получил MBA по совместной российско-немецкой программе в Высшей экономической школе. Работал в разных компаниях на позициях маркетинг, продажи, закупки. Достаточно долго (около 5 лет) в «Невской Косметике», -крупном производителе косметики/бытовой химии, на различных позициях в области маркетинга, от специалиста до руководителя направления.

Почему именно компания Счастливый взгляд?

Коллега по прошлой работе предложила поучаствовать в конкурсе на позицию директора по маркетингу в «Счастливом взгляде», так и началось сотрудничество. На тот момент ритейл как направление развития для меня был интересен и опять же продажа товаров для здоровья — коррекции зрения, улучшение здоровья общества несет в себе и социальные цели.

Опишите рынок, на котором работает Ваша компания (ключевые игроки, тренды, темпы развития, препятствия к росту).

По оценкам нашей компании рынок растет на 7-10% в год. Специфика такова, что по настоящее время рынок сильно дифференцирован, представлен как сетевыми компаниями, так и частными оптиками. Доля последних с каждым годом сокращается, поскольку в обществе растет культура потребления, изменяется отношение к здоровью. Уровень обслуживания, цены и ассортимент — по всем этим ключевым позициям «частники» решительно проигрывают «сетевикам».
Сейчас уже практически нереально самостоятельно открыть магазин, способный конкурировать с серьезными сетями. Люди отдают предпочтение полнофункциональным магазинам-салонам оптики, где они могут получить квалифицированную консультацию врача-офтальмолога и, конечно же, приобрести нужный товар.
Что касается «Счастливого взгляда», глобальная идея нашей сети — дать возможность людям приобретать оптику высокого качества по доступной цене. Мы непрерывно держим руку на пульсе современных технологий в мире оптики, сотрудничаем с ведущими производителями оправ, очковых и контактных линз, что позволяет предоставлять передовой и качественный продукт нашим покупателям , и повышает их лояльность.
Ключевыми игроками рынка являются известные в России оптические сети — «Линзмастер», «Очкарик», «Счастливый взгляд» и «Айкрафт». Из западных европейских компании, активно развивающих франчайзинговые сети, нужно упомянуть «Fielmann» и «Specsavers», к опыту которых мы внимательно присматриваемся.
Как препятствия к росту следует отметить высокие ставки аренды в отдельных регионах и отсутствие квалифицированного персонала. Кадровый вопрос один из самых проблемных в сфере оптики. В России мало учебных заведений, где могут готовить профессионалов в области офтальмологии и изготовления оптики. Но чтобы разрешить эту проблему, 5 лет назад компания открыла корпоративный центр по обучению сотрудников, который и обеспечивает нашу быстроразвивающуюся сеть профессиональными кадрами.

Что именно Вы предлагаете предпринимателям? В чем преимущество работы с Вашей компанией?

Известное имя на рынке розничной оптики, плюс комплексную поддержку абсолютно по всем бизнес-процессам. А если подробнее, то на старте бизнеса нашим партнерам мы помогаем определиться с местоположением салона, разрабатываем дизайн-проект, участвуем в подборе персонала, формируем сбалансированный товарный ассортимент. Также помогаем с закупками оборудования, обеспечиваем маркетинговой и рекламной атрибутикой, разрабатываем индивидуальный план промо-мероприятий, обучаем персонал, предоставляем полный пакет документации по бизнесу. Предусмотрена также частичная компенсация расходов на рекламу при открытии салона.
Открытие салонов в регионах проходит при непосредственном участии наших сотрудников. Кураторство открытия осуществляется в течение 10 дней.
Товарный ассортимент и ценовая политика обязательно адаптируется для каждого партнера с учетом особенностей местного рынка. На всех партнеров транслируется мощная рекламно-маркетинговая активность компании.
Фактически мы предоставляем бизнес «под ключ», не взимая никаких денежных средств! Наши партнеры не платят паушальных взносов, роялти и других платежей.

Какие задачи Вы выполняете в компании?

Развитие. Географическое расширение сети, поиск точек роста — запуск новых проектов, направленных на качественный рост сети. Инициированы и успешно реализованы проекты интернет-магазина, выход в премиальный сегмент рынка оптического ритейла с брендом «Клуб оптики «Renome».

Как известно, работая по франчайзингу, управляющая компания выполняет три основные функции: развитие сети и партнеров, поддержка партнеров на всех стадиях работы и текущий контроль. Расскажите, как эти функции реализуются в Вашей компании?

Развитием, поддержкой, контролем и сопровождением партнеров-франчайзи в компании занимается отдельное подразделение, руководитель которого ответственен за должное обеспечение указанных функций.
Текущее взаимодействие с партнерами построено по принципу «единого окна». За каждым партнером закреплен индивидуальный менеджер, «святая» обязанность которого — оперативное реагирование на запросы партнеров, взаимодействие со всеми структурными подразделениями компании при решении задач партнеров.

Из чего состоит Ваш «франшизный пакет»? Какие формальные документы включены в него?

Система и стандарты, разработанные компанией, предназначенные для создания и «эксплуатации» салона оптики, каждодневного их использования. В их числе:
Брэнд бук;
Пособие по мерчендайзингу;
Книга сотрудника компании;
Пакет кадровых документов;
Пособие по внутреннему оформлению салона;
Пособие по рекламной и маркетинговой активности;
Пособие по продукту;
Методические рекомендации по оптометрии;
Комплект операционных инструкций и памяток.
А если быть откровенным, не в формальных документах успех сотрудничества, а в уровне поддержки, качестве ежедневно оказываемых консультаций, исполнении своих обязательств. Наши партнеры понимают, что они работают в команде.

Какую договорную конструкцию использует Ваша компания для оформления франшизных отношений?

Основным договором является договор коммерческой концессии, который регистрируется в Роспатенте. Плюс договора поставки оборудования и товара.

Какие ошибки совершила Ваша компания в процессе своего роста? Были ли закрыты партнеры-Франчайзи и почему?

Нет предела совершенству, каждый новый партнер привносит свой опыт и соответственно система взаимоотношений между компаний и партнерами оттачивается все больше и больше.
Закрытия партнерских точек не было, а вот практика смены месторасположения имеет место быть. Не всегда удается с самого начала дистанционно оценить локацию, поэтому когда понимаем, что именно место влияет на уровень выручки, то рекомендуем партнерам переезд.

Каковы на Ваш взгляд перспективы развития франчайзинга в России? В Вашей отрасли?

В России на данный момент много возможностей для предпринимательства, и, соответственно, высокая предпринимательская активность, рынок франчайзинга будет только расти.
Франшизы в оптическом ритейле достаточно ограничены и фактически сводятся к предложениям нескольких компаний. Накладывает отпечаток и то, что сам сегмент рынка — розничная оптика — бизнес специфичный и здесь очень важно к какой компании примкнет начинающий предприниматель.
Если говорить о «Счастливом взгляде», к запуску партнерской программы компания подходила долго и очень взвешенно. Собственная розница за многолетний период работы послужила хорошей «экспериментальной площадкой» для накопления и передачи опыта партнерам. Поэтому наша партнерская программа позволяет эффективно работать как новичкам, так и профессионалам рынка очковой оптики. Перспективы для нас самые радужные.

Какие Вы видите препятствия к его развитию франчайзинга в России и что, на Ваш взгляд, может ускорить темп его развития?

Основные проблемы франчайзинга в России на сегодня — недоработанная правовая база и недостаточный уровень поддержи финансовыми организациями старт-апов. Темпы развития, на мой взгляд, будут ускоряться при большей доступности финансовых ресурсов для начинающим предпринимателей.

Какие планы у Вашей компании в следующем году?

Прежде всего, это активная региональная экспансия, двукратное увеличение сети. Активно работаем над мини-форматом Счастливого взгляда, который позволит открываться на небольших площадях. Дальнейшее развитие интернет канала и «Клуба оптики «Renome».

Теперь о Вас. Какие Ваши любимые книги? Ваши любимые фильмы? Как Вы боретесь со стрессом на работе?

В основном читаю деловую литературу, на художественную, к сожалению, не хватает времени, из последнего понравился роман «Цель» Голдратта.
Предпочитаю фильмы жанра фантастика, — интересно будущее и изменения, которые нас ожидают. После работы занимаюсь футболом, в зимнее время сноубордом, плюс регулярные тренировки в фитнес — клубе, что и помогает справиться со стрессовыми ситуациями на работе.

Какие планы на будущее лично у Вас? Где Вы планируете провести ближайший отпуск?

Карьера и семья — мои планы на будущее. Отпуск проведу в Турции с женой и дочерью.

Что Вы посоветуете начинающим франчайзи?

Выбирая франшизу в определенной сфере бизнеса, соотнесите предпочтения с вашим образом жизни. Заниматься лучше тем, что тебе по душе.
Поскольку покупка франшизы, как и открытие любого бизнеса, требует начального капитала, необходимо очень реалистично оценить собственные финансовые и административные возможности.
Перед подписанием договора внимательно изучите все условия сотрудничества, побывайте в офисе компании —франчайзера, на его действующих точках, познакомьтесь с менеджерами компании и пообщайтесь с уже действующими франчайзи.
Удачи в ваших начинаниях!

Оцените статью
0
Полезно
0
Интересно
0
Средне
0
Плохо
Содержание

Смотрите также

Михаил Черников

Михаил Черников

ALBA: Наша задача открыть магазин, который бы приносил прибыль нашему партнеру

Комментарии •0

Пожаловаться на комментарий