Кофейный бизнес сегодня в тренде. Всё больше предпринимателей, мечтающих о ресторанном бизнесе, обращаются именно к формату кофеен, нежели обычных кафе или ресторанов. Причина такой тенденции — возрастающая популярность и востребованность кофеен у потребителя. Так что сейчас можно заметить появление новых кофеен с новыми форматами, концепциями и брендами. Кофейни премиум-класса, мини-кофейни, точки «кофе с собой»...
Однако так ли хорошо обстоят дела у кофеен? Какие проблемы переживает этот сегмент и какие перспективы ожидают владельцев кофейных заведений? Об этом БИБОСС поговорил с Максимом Макшановым, генеральным директором ООО «Кофе Сэт», развивающим в России бренд Coffeeshop Company.
Кофе и кризис
В 2014 году сложилось два фактора, которые вступили в резонанс и из-за которых нам было совсем непросто. Первый фактор — это запрет на курение в кафе. С 1-ого июня запретили курить во всех кофейнях. А чашечка кофе и сигарета, это, согласитесь, традиция.
Затем начался кризис.
Мы владеем правом на австрийский бренд, а это значит, что сырьё и большую часть продукции мы завозили из Европы. Соответственно, в конце 2014 года мы столкнулись с ростом цен в рублях на это сырьё. Нам пришлось приложить довольно большие усилия для того, чтобы компенсировать внешние факторы.
Что мы сделали?
Во-первых, мы взяли финансовые риски на себя. 11 ноября я отправил письмо партнёрам, в котором написал: «Господа, на ближайшие два месяца мы фиксируем курс евро на уровне 50 рублей». Это был провидческий ход, потому что вскоре наступило 16 декабря. Тогда мы воспользовались товарными запасами и отпускали продукцию нашим франчайзи по фиксированному курсу.
В этот же период мы вели переговоры с нашими поставщиками. Значительную часть импортной продукции, которую мы до этого ввозили из-за границы, мы стали закупать у поставщиков и производителей в России. Таким образом, с 1-ого января мы снизили отпускные цены в евро, мало того, большинство позиций мы перевели в рубли.
Что касается кофе, здесь на российских поставщиков, к сожалению, перейти невозможно.
Кофе это наше всё.
Вся наша марка держится на исключительном рецепте Райнхольда Шерфа. Он как и прежде будет жарить для нас кофе в Австрии по секретному рецепту своей семьи. Однако нам удалось найти точки соприкосновения и с ним. В итоге мы получили значительные дисконты и скидки в связи с ростом курса евро.
Учитывая все эти события, нам пришлось притормозить развитие в 2015 году, сместив акценты в сторону развития интенсивного, а не экстенсивного. Больше внимания сейчас мы уделяем выбору партнёров, организации самих кофеен, оптимизации постоянных издержек и поиску локаций.
Кофе и рынок недвижимости
За последний год мы закрыли четыре кофейни: три объекта собственной сети и один — франчайзинговый. И причиной этим закрытиям стала ситуация на рынке недвижимости.
Франчайзинговая кофейня закрылась из-за того, что находилась в бизнес-центре, который за три месяца потерял практически всех арендаторов. Кофейня стала нерентабельной даже при минимальной арендной плате. Исчезли люди и точку пришлось закрыть.
Собственные кофейни мы закрыли по другой причине — не смогли договориться с арендодателями, которые не соглашались переводить арендную ставку в рубли. Как результат, мы закрыли кофейни в этих локациях, которые и по сей день остаются пустующими.
Однако сейчас мы видим в сложившейся ситуации больше плюсов, чем минусов. Мы пользуемся моментом и делаем ставку на новые условия на рынке аренды, активно подыскивая лучшие локации и цены. Если раньше мы могли себе позволить выбирать лучшую локацию в лучшем месте за большие деньги, сейчас мы более тщательно и скрупулезно выбираем лучшую локацию в лучшем месте за меньшие деньги.
Это стало возможным благодаря тому, что рынок аренд меняется. Лэнд-лорды вынуждены признавать реалии сегодняшнего рынка и не охотно, со скрипом, но всё-таки принимают те условия, которые диктует рынок.
Ведь если говорить честно, арендные ставки в России были завышены. Как и цена на чашечку кофе. Если в Европе чашечка капучино стоила 2 евро, то в России она стоила по старому курсу около 5 евро. Сейчас цена на кофе осталась прежней, так как мы делаем всё, чтобы наши гости оставались довольными.
Кофе и регионы
Свои собственные кофейни мы развиваем в Москве и Санкт-Петербурге. Во всех остальных регионах мы развиваемся по франчайзингу.
На сегодняшний день у нас в каждом городе только один франчайзи. Мы работаем по эксклюзиву: заключаем соглашение, оцениваем рынок в количестве кофеен, которые можно открыть в данном городе, а затем подписываем договор с партнёром и реализуем план развития.
Например, Екатеринбург у нас в эксклюзиве у самого первого и самого любимого партнёра. Сейчас там работает пять кофеен, и мы планируем развиваться дальше, поскольку столкнулись с колоссальным ростом предложения и довольно значительным ростом спроса на этом рынке.
Наиболее приоритетными, интересными и перспективными для нас являются Новосибирск и Казахстан. Рынок Новосибирска глобальный и интересный с точки зрения конкуренции, в нём очень сильные локальные игроки. Также здесь хорошо развита культура потребления кофе. И хотя сейчас в этом городе открылась только одна кофейня Coffeeshop Company, мы рассчитываем принципиально повысить свою представленность и открыть 5 кофеен в ближайшие 1,5-2 года.
Что касается Казахстана, то мы будем также работать с одним франчайзи по эксклюзиву в этой республике. В планах — открыть с ним 10 кофеен за 5 лет.
Если говорить в целом о планах на следующий год, мы рассчитываем открыть в 2016 году 20 новых кофеен. Несмотря на то, что кризис внёс свои коррективы в стратегию развития, в будущее мы смотрим оптимистично.
Смотрите видео-интервью с Максимом Макшановым на БИБОСС.TV: Как открыть кофейню с нуля по франшизе Кофешоп Компани?
Комментарии •0