Войти

Ольга Бабич

В нашей стране до сих пор действует стереотип, о том, что дом престарелых — грустное пристанище для всеми забытых пожилых людей, и что отправить родственника в такое заведение по меньшей мере стыдно. Управляющая компания «Социальные системы» ломает это предубеждение и активно развивает на территории РФ сеть частных домов престарелых. И это отнюдь не благотворительный проект, а вполне успешный социальный бизнес.

Более того, компания настолько уверена в собственных бизнес-технологиях, что готова делиться ими со своими франчайзи. О том, что такое социально ориентированный бизнес, каким должен быть предприниматель в этой сфере и как не допустить нарушений в работе рассказал БИБОСС операционный директор сети УК «Социальные системы» Ольга Бабич.

Что такое социально ориентированный бизнес?

Социально ориентированный бизнес имеет две формы: non-profit и pro-profit. В первом случае мы имеем дело с традиционными благотворительными проектами, которые пытаются достичь относительной независимости от стороннего финансирования — денег государства или фондов. Особенность таких проектов в том, что окупаются они лишь на 30-40%.

На полную окупаемость выходят проекты, работающие в русле pro-profit. Прибыль он приносит несколько меньшую, чем обычное, не социальное, предпринимательство. Но во всём остальном pro-profit проекты — это полноценный бизнес, построенный как попытка решить проблемы общества. Именно это — решение социально значимых проблем — и есть основная цель социально ориентированного бизнеса. Пожалуй,

цель — это единственное, что отличает социально ориентированный бизнес от обычного.

Других глобальных различий, касающихся построения бизнес-стратегий или особенностей развития, нет. Поскольку круг проблем общества достаточно широк и разнообразен, социальное предпринимательство также может охватывать совершенно разные направления. Среди них создание детских садов и развивающих центров, адаптация людей с ограниченными возможностями, открытие небольших предприятий по сортировке и переработке мусора, организация занятости матерей детей-инвалидов, уход за пожилыми людьми и так далее.

В общем, список областей, в которых развивается социальное предпринимательство, можно продолжать очень долго. Но наиболее популярны во всём мире сегодня именно направления, связанные с детьми и пожилыми людьми. В Европе и США такие ниши, как и социальное предпринимательство, осваиваются достаточно успешно. А вот в России ситуация немного иная.

О социальном предпринимательстве в России и в мире

На Западе социальное предпринимательство — развитая и популярная сфера. При этом интересно, что в ней достаточно много компаний работает по франчайзингу. Если говорить о нише ухода за пожилыми людьми, то компаний, предоставляющих услуги в области senior care* лишь немногим меньше, чем франшиз в области гостеприимства и услуг.

*Senior Care — это система высококвалифицированного внебольничного ухода за пожилыми людьми старшего возраста, при которой профессиональный уход совмещается с домашней атмосферой.

Стоит отметить, что на Западе направление senior care реализуется несколько иначе, чем в России. За рубежом это в первую очередь уход за стариками и инвалидами на дому. Дома престарелых по-прежнему находятся на попечении государства, но, учитывая постоянно сокращающееся финансирование, вполне можно ожидать бум открытия частных домов на Западе, как это сейчас происходит в Китае.

В России социальное предпринимательство пока только набирает обороты. Этот вид бизнеса развивается вместе с постепенным улучшением качества жизни. В нашей стране как раз сегодня наблюдается стабильный рост этого качества, несмотря на экономическую ситуацию.

Можно сказать, что в России сейчас отличная почва для развития социального предпринимательства. Эта сфера имеет отличные перспективы и вызывает всё больший интерес у начиняющих предпринимателей. Правда, успешно работать в ней сможет далеко не каждый, кто хотел бы открыть бизнес.

«Предприниматель должен обладать не только деловыми качествами»

Социальный бизнес вообще и ниша ухода за пожилыми людьми в частности интересуют молодых предпринимателей по целому ряду причин. В первую очередь, конечно, из-за желания принять участие в чем-то действительно нужном и правильном.

Но свою роль играют и определённые утилитарные мотивы. В отличие от, например, гостиничного бизнеса, пансионаты для престарелых — это всё ещё низкоконкурентная ниша, особенно в регионах. Востребованность данных услуг крайне велика, а существующих мест катастрофически не хватает.

Конечно, чтобы успешно работать в такой интересной нише, предприниматель должен обладать не только деловыми качествами, но и определёнными моральными характеристиками. Для нас важно, чтобы будущий партнёр сочетал в себе возможность и желание работать в социальной сфере, уважительное отношение к пожилым людям, целеустремлённость, высокую работоспособность и готовность к постоянному участию в бизнесе.

Чтобы проверить, насколько всем этим требованиям соответствует потенциальный франчайзи, мы встречаемся с ним, общаемся, ставим открытые вопросы и наблюдаем за реакцией. Иногда даже ответ на такой простой вопрос, как «Расскажите о вашем детстве. Какую роль в нем играла бабушка?» способен очень многое рассказать о человеке.

Если кандидат проходит нашу проверку и подходит под все требования, мы начинаем работу по открытию пансионата. Подготовке к открытию нужно уделить достаточно серьёзное внимание.

Как открыть пансионат для пожилых людей?

Запуск социально ориентированного бизнеса в сфере ухода за пожилыми людьми требует определённой подготовительной работы. Первым делом необходимо выбрать подходящее помещение для пансионата. У нас есть выработанные временем требования к месту, территории и самому помещению, а также требования к договору аренды. Их соблюдение позволит с одной стороны создать комфортное для будущих постояльцев пространство, а с другой — гарантирует, что бизнес не закроется в первый месяц работы из-за непомерных расходов на аренду.

После утверждения помещения партнер проходит у нас двухдневную программу бизнес-адаптации, предоставляет план будущего пансионата и расстановки в комнатах, чтобы определить количество мест, организует подбор персонала, закупает мебель и оборудование, собирает необходимую документацию и подписывает договоры.

Мы, в свою очередь, формируем детальную экономическую модель будущего пансионата, готовим маркетинговый план и реализуем его, проводим обучение ключевого персонала. Перед запуском мы оцениваем готовность пансионата по чек-листу.

Но на этом совместная работа не заканчивается. Мы зорко следим за соблюдением стандартов в каждом открытом пансионате, ведь на кону наша репутация и состояние наших постояльцев.

Следить за репутацией

В нашем деле репутация и соблюдение стандартов работы важны, как ни в каком другом. Именно поэтому мы разработали собственную систему контроля качества работы пансионатов. Она включает регулярные проверки по утвержденному бланку оценки. По результатам этих проверок мы даём рекомендации о том, как скорректировать работу пансионатов.

Кроме того, мы протестировали и сейчас внедряем у своих франчайзи систему оценки удовлетворенности клиентов качеством услуг. Наши постояльцы могут позвонить на специально созданную горячую линию и оставить свой комментарий.

Также мы и сами обзваниваем клиентов и задаем им несколько стандартных вопросов. Эти вопросы составлены так, что по ответам можно составить картину пребывания человека в пансионате.

Помимо этого, мы постоянно мониторим интернет-площадки на появление отрицательных отзывов. Если по какому-то из каналов мы видим нарушения, принимается решение о необходимости внеплановой проверки пансионата.

В целом, соблюдать все заданные стандарты не так уж и сложно, как и работать в нише социального предпринимательства. Трудности здесь те же, что и в любом бизнесе.

Оцените статью
1
Полезно
2
Интересно
0
Средне
0
Плохо

Смотрите также

Ольга Рузавина

Ольга Рузавина

SmileS. Школьная карта: Пару лет назад мало кто понимал, что можно заниматься бизнесом и в школе
Ольга Кулинкович

Ольга Кулинкович

Свадьба.РФ: О том, как бороться со всё нарастающей конкуренцией и спасать нервные клетки жениха и невесты
Ольга Кузнецова

Ольга Кузнецова

ORRLA: «Инвентаризацию должны проводить не продавцы или владельцы бизнеса, а независимые эксперты»

Комментарии •0

Пожаловаться на комментарий