BEBOSS

Как выбрать франшизу:

оценка готовности к франчайзингу

Когда у нас спрашивают, как выбрать по-настоящему качественную франшизу, обычно мы даем стандартный ответ:

  • Компания должна существовать более трех лет;
  • У компании должен быть хотя бы 1 франчайзи, работающий уже более 2 лет и купивший 2 или более франшизы;
  • У компании должен быть зарегистрированный товарный знак;
  • Компания должна работать по договору коммерческой концессии.

Это конечно очень круто, и такие компании, действительно, скорее всего будут по-настоящему хорошими. Большинство таких компаний собраны в нашем рейтинге ТОП-100 франшиз России — это реальный показатель качества франшизы.

Но при этом совершенно непонятно — если все люди будут покупать только такие «старые, проверенные» франшизы — то каким образом новые компании должны становиться старыми и проверенными?

Очевидно, новые франшизы можно покупать, необходимо просто разобраться, по каким критериям их оценивать. И первый критерий — это собственно оценка, может ли эта компания продавать франшизу?

Готова ли компания к запуску франшизы?

Чтобы понять, насколько готов ваш потенциальный партнер к запуску собственной франчайзинговой программы, нужно просто проверить несколько пунктов, связанных с работой его компании.

1. Положительно известный бренд

Товарный знак и передача прав на его использование — это основа франчайзинга. Вся суть франчайзинга в том, что с использованием той или иной договорной конструкции франчайзор передает своим партнерам право на использование собственного бренда и выстраивает сеть своих партнеров, которые в перспективе все вместе будут работать на имидж этой компании и ее товарного знака.

Поэтому, если компания не имеет никакого положительно известного бренда, хотя бы на уровне своего города или региона — эта компания заведомо не может продавать никакую франшизу.

2. Наличие собственных открытых успешных точек

Помимо товарного знака, другой основной актив любого франчайзора — это его стандарты работы. А стандарты работы можно писать только по уже успешным действующим предприятиям. В конце концов, если вы собираетесь копировать чей-то бизнес — очевидно, что у вас должен быть какой-то объект для копирования — то есть собственная успешная (прибыльная) точка франчайзора, которая и будет выступать эталоном для будущих франчайзи.

3. Востребованность товара или услуги

К сожалению, этот достаточно очевидный тезис многие забывают. Но нужно всегда помнить — если товар или услуга не имеют конечного потребителя (или имеют его в недостаточном количестве), то франчайзи просто не выживет на рынке. Проверьте востребованность товара перед тем, как покупать новую франшизу.

4. Знание конкурентов будущего франчайзи

Компания-франчайзор, у которой вы покупаете франшизу, просто обязана отлично ориентироваться в рынке, на котором вам предстоит работать. Успешность каждого франчайзи зависит от понимания франчайзором конкурентов своей сети и знания, как им достойно противостоять.

При подготовке к внедрению в компанию франчайзинга данный вопрос должен быть проработан самым качественным способом.

5. Расчеты базовых экономических показателей

Франчайзинг — это в первую очередь взаимовыгодное сотрудничество двух предпринимателей. Поэтому очень важно, чтобы франчайзор понимал все базовые экономические показатели своей франшизы. Их можно выделить три основных:

  • Объем инвестиций, необходимый для открытия предприятия франчайзи
  • Расчет окупаемости инвестиций и доходности бизнеса для франчайзи
  • Объем и структура дохода компании-франчайзора (паушальный взнос, роялти, объемы закупок товара)

Все эти показатели должны быть понятными и прозрачными. При расчете инвестиций нужно учесть все необходимые дополнительные расходы — это могут быть, например, затраты на регистрацию юр. лица и получение необходимых лицензий, расходы на доставку товара и разнын другие расходы. В условиях ограниченных финансов неожиданно появившиеся дополнительные расходы могут оказаться критичными для будущего бизнеса и привести к его краху.

6. Уникальность (выигрышность) франчайзингового предложения

Как я уже говорил в прошлой статье, сейчас на рынке франчайзинга в России работают тысячи и тысячи различных компаний, предлагающих свою франшизу. Существует огромное количество компаний, франшизы которых созданы как будто под копирку в одном инкубаторе. Поэтому очень важно, чтобы новая компания-франчайзор, выходящая на этот рынок, не просто пыталась копировать какую-то другую компанию, а осозновала, в чем же заключается ее уникальность и выигрышность именно ее предложения для их потенциальных франчайзи.

7. Проработанная договорная база

Завершающим этапом подготовки компании к внедрению франчайзинга является проработка правового оформления франчайзинговых отношений, и в частности, договорной конструкции франчайзинга. Действующее франчайзинговое законодательство содержит огромное количество пробелов, до сих пор не заполненных ни законодателем, ни правоприменительной практикой.

Если вы хотите купить франшизу новой компании, недавно появившейся на рынке — не стесняйтесь запрашивать у них договорную конструкцию, которой будут оформляться ваши взаимоотношения. Оцените, насколько она качественно проработана.

Новые франшизы тоже можно покупать — если компания-франчайзор действительно готова к продаже своей франшизы.

В рамках этой заметки я рассказал, как оценить готовность компании к продаже своей франшизы. В продложении этого цикла постараемся разобраться, по каким критериям можно оценивать договорную конструкцию франшизы и в целом качество предлагаемого вам продукта.

Добавляйте статью в закладки, голосуйте и задавайте свои вопросы в комментариях!

Оцените статью
9
Полезно
2
Интересно
2
Средне
0
Плохо