BEBOSS
Sign in
  • Обновлено

  • 7948просмотров

  • Время прочтения 7 минут

Франшиза производство

Бизнес, связанный с производством, не так популярен, как торговля или услуги, поскольку предприниматели считают, что организовать его сложнее и дороже. И, стоит отметить, в этом есть доля правды.

Тем не менее, у него есть и свои преимущества, поэтому о собственном производстве мечтают многие. Однако, открыть такой бизнес самостоятельно, не имея предпринимательского опыта, сложно. Здесь весьма кстати будет поддержка кого-то более компетентного, например, франчайзора.

Рассказываем, кому и зачем нужно тиражировать производство по франчайзингу, какие преимущества даёт франшиза и почему скопировать технологию франчайзора и «уйти в свободное плавание» не получится.

Производство в России

Производство — одна из ключевых сфер экономики. По её состоянию можно судить об уровне экономического развития страны в целом. С другой стороны, само производство в значительной степени зависит от экономической ситуации. Это касается как малого производства, так и крупного.

За прошедший год в России объём промышленного производства сократился на 3,4%, о чём свидетельствуют данные Росстата. При этом наибольшее снижение наблюдалось именно в обрабатывающих секторах. Исключение — пищевая и химическая промышленности, а также производство нефтепродуктов.

Как отмечает Минэкономразвития РФ, на снижение показателей промышленного производства влияние оказали снижение курса рубля, сокращение спроса, отрицательная динамика инвестиций в основной капитал, рост просроченной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий, а также динамика банкротств организаций.

Стоит отметить, что из-за снижения рубля и роста цен на импортную продукцию в российской экономике сложился тренд на импортозамещение. Однако, доля импорта в значительной степени снизилась только в пищевой промышленности по причине действующего продовольственного эмбарго. По мнению Минэкономразвития РФ, это свидетельствует о том, что потенциал импортозамещения в России пока не освоен в полной мере.

Несмотря на то, что производство — одна из ключевых отраслей экономики, сетевые предприятия здесь являются редкой практикой и, в общем-то, понятно почему: производство сложно организовать и наладить, его запуск зачастую требует больших инвестиций. Крупные компании предпочитают открывать дополнительные производственные мощности в новых странах и регионах только в том случае, когда это экономически целесообразно.

Всё это обуславливает и довольно низкий процент франшиз, тиражирующих именно производственные мощности. По данным БИБОСС, таковых сегодня насчитывается чуть менее 2%. Стоит отметить, что похожая ситуация складывается и в общемировой практике:

франчайзинг скорее характерен для сектора услуг и ритейла. Что касается производства, оно, как правило, является лишь частью бизнес-процесса, конечной целью которого может быть ритейл или услуга.

Например, крупные зарубежные сети товаров повседневного спроса также являются и производителями: производство одежды и бренда Wrangler принадлежит компании Wallmart, McDonalds сам выращивает сельхозпродукцию, фирменные магазины Samsung или Apple продают монобрендовую продукцию. Но при этом все эти известные бренды тиражируют по франчайзингу именно ритейл, а не производственные мощности. Всё дело в том, что для таких компаний нет смысла выделять производство в отдельную структуру, наделять его брендом и передавать по франшизе.

Тем не менее, некоторые «производственники» при наличии брендированного продукта всё же видят определённую выгоду в тиражировании своего бизнеса по франчайзингу. Первой в России, кто попытался реализовать этот метод развития и начал передавать по франчайзингу свои производственные мощности, стала компания «Мастерфайбр».

Производственный франчайзинг

Компания «Мастерфайбр» появилась в России в 2001 году после того, как предприниматель Валерий Митякин отправился в путешествие в Австралию. Там он познакомился с владельцами небольшого семейного бизнеса по созданию покрытий для детских площадок из резиновой крошки.

Бизнес-идея «зацепила» Валерия, и он выкупил у Masterfibre Pty Ltd — так называлась австралийская фирма — технологию производства покрытий и взялся налаживать его в России. Рыночная ниша оказалась абсолютно новой и пустой. Однако спрос на продукцию «Мастерфайбр» со временем начал расти, появлялись клиенты и среди городских структур, и среди частных заказчиков.

С ростом спроса пришла и идея распространить технологию по России и странам СНГ. Но простая продажа готовых покрытий не подходила, поскольку изготавливаются они чаще всего по индивидуальным заказам и под конкретную площадку, с учётом её площади, формы, рельефа и т.д.

Нужно было найти оптимальный вариант для распространения производственных мощностей.

«Развитие по филиальной схеме мы сразу отбросили, так как не обладали финансовыми возможностями для этого. А франчайзинг оказался подходящим»

— рассказывает Валерий Митякин.

Первый франчайзи появился у компании в 2003 году. Ему передали не только саму запатентованную технологию производства резиновых покрытий, набор оборудования и материалы на первое время работы, но и знания по организации бизнеса и поиску клиентов.

Позже такую же схему Валерий Митякин применил при создании второй своей производственной франшизы «Мастербордюр». Вслед за этим начали появляться и другие производственные франшизы, часть из которых открывали бывшие сотрудники «Мастерфайбр» и «Мастербордюр», а ещё позже стало понятно, что тиражировать по франчайзингу можно не только производство резиновой плитки.

В настоящее время производственный франчайзинг достаточно активно используют и совершенствуют, привнося в отработанную схему франшизы «Мастерфайбр» свои новшества. Таким образом, говоря о франшизе производства сегодня, можно рассматривать два варианта работы.

Первый из них — когда франчайзи лишь продвигают бренд и продукцию в своём регионе и принимают заказы, передавая их на исполнение франчайзору. Все производственные мощности находятся у последнего. По такой схеме работают, например, компании Saros Design, «Двери гранит», «Карельский монумент», Card Zavod и другие.

Франчайзи при этом получает преимущества собственного производства, такие как оригинальная продукция, отсутствие зависимости от импорта, оперативные поставки товаров, но не сталкивается со всеми сложностями организации производственного процесса.

Для франчайзоров же такая схема работы выгоднее, чем открытие отдельных производств. «С точки зрения инвестиций, открыть производство очень дорого. Да и загрузка будет небольшая» — комментирует директор по франчайзингу компании «Двери гранит» Пётр Струков.

Второй способ — когда франчайзи выполняет все процессы самостоятельно: производство, поиск клиентов, продвижение бренда, оказание связанных с производством услуг. Такой способ больше подходит для небольших производств, реализующих товар или услугу для конечного потребителя.

Приобретая франшизу производства, стоит помнить о том, что это многосоставная франшиза, и работать с такой немногим легче, чем вести бизнес самостоятельно. И тем не менее, многие всё-таки предпочитают открываться с поддержкой франчайзора.

Зачем открывать собственное производство?

Поскольку производственная франшиза несколько сложнее, чем франшизы в сфере услуг и ритейла, возникает вопрос о том, кому и в каких случаях она выгодна.

В первую очередь, производство, как правило, приносит большую прибыль, чем перепродажа товаров, рассказывает директор по коммуникациям компании «Аргус Печати» Владислав Петлюк. Кроме того, конкуренция в таком бизнесе ниже именно из-за его сложности. Также собственное производство позволяет легче подстраиваться под изменения спроса на рынке и даже под пожелания конкретного клиента.

В настоящее время открытие собственного производства продиктовано и экономической необходимостью, считает глава компании ХимRussia Антон Кастальский. Из-за снижения курса рубля стоимость импортных товаров выросла, в то время как потребители стараются экономить и выбирают более демократичные по цене варианты. У производителей же есть возможность удерживать цены на докризисном уровне.

Франчайзоры также выбирают тиражирование производства по франчайзингу не просто так. Для большинства из них это лучший способ освоить региональные рынки.

Расчёт делается на то, что франчайзи лучше знает специфику работы и особенности спроса в своём регионе.

Для некоторых франшиз создание производства на местах — необходимость, без которой бизнес просто не будет работать. Например, для компании Unibrait, которая производит хромированные покрытия для различных поверхностей исходя из деталей конкретного заказа.

Для других компаний создание производств на местах оказывается более выгодным, чем простой приём заказов, изготовление продукции в головной компании и последующая транспортировка заказа в регион. Именно такая ситуация характерна для производителей автохимии. Таким образом они сокращают финансовые затраты на логистику и сроки поставок химии, что отражается и на конечной стоимости самого продукта.

Стоит отметить, что компании, тиражирующие производство по франчайзингу, учитывают риск того, что франчайзи освоит все тонкости бизнеса и просто разорвёт договор. Никаких юридических механизмов, которые бы защищали франчайзора от такого развития событий, не существует. Поэтому

производственная франшиза должна подразумевать выгоду для обоих сторон.

Например, франшиза CocaCola передаёт франчайзи концентрат, из которого готовится знаменитая газировка. При этом из каких продуктов и как именно готовится сам концентрат, остаётся тайной. В случае отказа от сотрудничества поставки сырья прекращаются, а значит бывший франчайзи просто не сможет выпускать тот же самый напиток. Конечно, он по-прежнему сможет выпускать какую-то газировку, но вкус напитка изменится, и спрос на него будет уже другим.

Что получает франчайзи?

Обычно, когда компания передаёт кому-то свою технологию производства не по франчайзингу, она не предоставляет ни бизнес-модели, ни прав на использование своего бренда. Франшиза же подразумевает передачу отработанной бизнес-модели, которая дает возможность довести бизнес до требуемого уровня успешности, рассказывает Любовь Ярхова из компании HimGroup, продающей франшизу производства автохимии.

Более того, вместе с просчитанной экономической моделью франчайзи получает и известный бренд, что, безусловно, работает на расширение потребительской аудитории и дает возможность достаточно легко зайти на региональный рынок.

На этапе запуска производства франчайзи как правило получает рекомендации и куратора, который будет следить за всеми этапами и оказывать помощь. Стоит отметить, что обычно открытие производства — процесс более долгий и сложный, чем открытие точки общепита или магазина.

«Если бизнесмен хочет запустить свой завод, то ему придётся получить сертификаты на все продукты, зарегистрировать торговую марку. Только на это уходит примерно год»

— рассказывает руководитель ХимRussia Антон Кастальский. Франшиза, в сущности, позволяет сократить время на открытие своего производства до нескольких месяцев.

Отчасти таких коротких сроков получается добиться, поскольку франчайзоры, открывшие уже не одну точку, точно знают сколько времени уйдёт на поиск помещения, поставку и монтаж оборудования, обучение персонала, и жёстко контролируют работу на каждом этапе.

С другой стороны, франчайзор помогает, предоставляя полное описание деятельности и решая вопросы с поставками оборудования и расходных материалов. Зачастую и то, и другое он сам же и производит. Хотя, бывает и так, что оборудование и расходники франчайзи может приобретать на стороне.

Как правило, только запуском производства поддержка франчайзора не ограничивается. «Бывает, что мы получаем сложные заказы, и чтобы их выполнить, прибегаем к помощи компании» — рассказывает франчайзи компании «Аргус Печати» в Казахстане Родион Капустин.

В таких случаях франчайзоры охотно дают консультации, поскольку сами непосредственно заинтересованы в качестве производимой продукции. За последним они зорко следят, даже если франчайзи не просит о помощи. В Unibrait, например, контролируют качество с помощью проведения тестов, производственного аудита, проверки компетенций технических специалистов.

Иногда помимо помощи с организацией производства покупатель франшизы может также получать и рекламную поддержку. Так, по словам франчайзи «Аргус Печати» Родиона Капустина, он получил собственный сайт, материалы для рекламы, макеты визиток и баннеров. Иногда франчайзор передаёт партнёру региональных клиентов, обратившихся в федеральный центр. Но чаще всего и рекламой, и продажами, и привлечением клиентов франчайзи занимается самостоятельно.

Экономические показатели производственных франшиз могут в значительной степени различаться. На них влияют как сам вид производства, так и выбранные условия сотрудничества. Например, открыть предприятие по производству автохимии по франшизе HimGroup обойдётся в сумму от 350 тыс. до 3,9 млн рублей в зависимости от выбранного пакета, предприятие по созданию и нанесению хромированного покрытия от Unibrait — от 250 тыс. до 2 млн рублей. Соответственно будут различаться и объёмы выручки, и сроки окупаемости.

Подводные камни

Создание производства по франшизе имеет и определённые подводные камни. К обычным рискам, которые таят в себе непроизводственные франшизы, добавляется также сложность технологического процесса и зависимость от особенностей территории.

В каждом регионе есть свои нюансы ведения бизнеса, например, взаимоотношения с администрацией и органами власти, а также культура спроса и потребления. Любовь Ярхова из HimGroup приводит такой пример: в северных регионах России принято совершать оптовые закупки бытовой химии осенью сразу на всю зиму, поскольку считается, что при доставке новых партий продукции в зимний период она может замерзнуть. В результате именно в своём городе франчайзи может столкнуться с ярко выраженной сезонностью бизнеса.

С такими нюансами ведения бизнеса по франшизе предпринимателю придётся справляться самостоятельно. С региональными особенностями франчайзор помочь вряд ли сможет.

Приобретая франшизу производства стоит не только поинтересоваться судьбой уже реализованных проектов по франчайзингу, но и узнать, как построено производство у самого франчайзора. Покупать франшизу стоит только у тех, кто постоянно совершенствует свои технологии и рецептуры. А это возможно лишь в том случае, если компания-франчайзор имеет свое производство и может проводить лабораторные исследования и другие испытания новых продуктов.

В заключение стоит отметить, что производственные франшизы — явление не самое частое. Производство сложно организовать, оно часто требует больших затрат и постоянного контроля. Тем не менее, на производственную франшизу стоит обратить внимание тем, кто хочет иметь возможность гибко реагировать на изменения спроса или попасть в тренд на импортозамещение. А поддержка франчайзора позволит упорядочить сложный процесс запуска производства и сократить сроки его подготовки.

Оцените статью
0
Полезно
0
Интересно
0
Средне
0
Плохо

Журналист БИБОСС.
Люблю работать и котиков. Всегда рада делиться в своих материалах вашими историями успеха и экспертными мнениями.