BEBOSS
Sign in
  • Обновлено

  • 2849просмотров

  • Время прочтения 6 минут

Екатерина Бойцова

Особенности зообизнеса,

или что Вы должны знать о кормах, ошейниках и аквариумах

Домашние животные — это хорошо! Учёными доказано, что домашние питомцы успешно снимают стресс и спасают многих от одиночества. В этот список можно с уверенностью добавить тот факт, что домашние животные также способствуют материальному обогащению. Например, предпринимателей, которые открывают зоомагазины.

Однако, как и многие сферы непродовольственного ритейла для зообизнеса последние полгода выдались тяжёлыми. Поговорить о сложившейся ситуации в сфере товаров для усатых и полосатых, БиБосс.ру решил с Екатериной Бойцовой, генеральным директором Федеральной розничной сети зоомаркетов Лемуррр, которая состоит из 125 зоомаркетов.

— По прогнозам Союза предприятий зообизнеса этой весной могут закрыться около 5 тысяч зоомагазинов. На это факт влияет и текущий курс доллара, и снижение покупательской способности. Повлияли ли на вас эти факторы и насколько снизились объёмы продаж в магазинах Ле’Мурр?

Весна заканчивается и закрытия, конечно, были, но вот говорить о 5 тысячах я бы не стала. По-моему закрываются самые слабые, как и бывает обычно в кризис. Текущий курс валют в последнее время установился на отметке заметно меньшей, чем в декабре-январе. Соответственно и цены перестали так резко идти вверх, а по большинству продуктов начинают снижаться. Снижение покупательской способности действительно имеет место быть. Но товары для животных это такая сфера, где потребители крайне неохотно меняют свои привычки и привычки своих питомцев, к которым относятся как к детям. Что, несомненно, помогает работать в кризис. Объемы продаж федеральной сети зоомаркетов Ле’Муррр не снижались. С начала 2015 года сеть показывает устойчивую положительную динамику. Средний чек у нас в сети не снижался, а наоборот показывает устойчивый рост порядка 5% ежемесячно с начала года.

— Насколько подорожали цены на корма, ветеринарную продукцию и аксессуары?

Действительно цены поднялись и достаточно намного. На разные группы товаров по-разному, чуть меньше на корма, сильнее это отразилось на ветеринарных препаратах и на акссессуарике. Сейчас ситуация начинает меняться в обратную сторону. Безусловно, валютные курсы играют очень большую роль при формировании цены, так как большинство товаров на полках — это импортные товары, хотя большая часть из них и производится в России, но сырье закупается за рубежом. Увеличивались также и арендные платежи, равно как и любые другие.

Середина декабря 2014 года была тревожной и в зообизнесе тоже. Происходили не всегда оправданные повышения цен, например, на товары отечественного производства. Если уж подорожали продукты, а за ними подтянулись поставщики кормов для животных импортного производства, то как же не повысить цены на отечественное сырье для производства?! Вот и повышали. Не редкими были такие формулировки, озвученные нам нашими партнерами: «Причинами данных изменений являются рост цен на топливо, повышение стоимости электроэнергии, повышение стоимости сырья». Повышения цен от одного поставщика могли варьироваться от 10 до 80 % с формулировкой: " Разный процент подорожания обусловлен стоимостью импортного сырья от поставщиков".

— Как на примере продаж Вашего магазина покупатели мигрируют из одного ценового сегмента в другой? Стали ли люди экономить на своих домашних питомцах и насколько?

Сеть зоомаркетов Ле’Муррр занимает определенную нишу на рынке зоотоваров. Ассортимент наших магазинов это товары премиум и суперпремиум сегмента. Очень небольшая часть — эконом-класс. И именно покупатели этого товара ушли либо на кормление со стола, либо в погоне за самыми низкими ценами в продуктовую сетевую розницу. Но, поскольку у нас эта доля невелика, то и потери мы практически не заметили.

Начиная с середины декабря 2014 года, в зоомаркетах увеличилась доля покупок кормов большей фасовки (вместо 350 г- 2,72 кг, вместо 6 кг- 15 кг и т.д.). Покупатели делали запасы, и продолжалось это около 2-х месяцев. Сейчас такая тенденция ушла. С другой стороны, мы заметили насколько неохотно наши покупатели уходят с привычного, хорошо подобранного корма на другой (не всегда дешевле, просто на другой). В кризисное время на первое место выходит не стоимость килограмма или упаковки, а стоимость кормления, а она ниже у кормов премиум сегмента. Считать сейчас научились буквально все.

В нашей сфере спрос гораздо менее эластичный. И животное трудно переубедить, да и здоровье дорогого стоит. Поэтому наши покупатели до последнего оставались на привычном питании. На этом не экономили.

Другой вопрос — аксессуары. Действительно можно обойтись без десятого поролонового мячика или пятнадцатой мышки. Мелкая аксессуарика затормозилась в продажах. А вот, что касается крупных и дорогих предметов, например большие игровые комплексы для кошек или аквариумы, ситуация была обратная. Очевидно, люди рассматривали это как вложение средств, так что по таким позициям мы зафиксировали рост продаж.

— Как вы собираетесь бороться с кризисом?

Мне кажется не надо с кризисом бороться (что толку?). Надо просто жить и работать, хорошо работать. Учитывать реалии нашей окружающей действительности.

Антикризисная стратегия, безусловно, есть. Мы хотим выйти из кризиса сильнее, сохранив и приумножив количество своих покупателей. Мы продолжаем предлагать высококачественную продукцию по конкурентным ценам, большое внимание уделяем повышению квалификации нашего персонала, как в товарной части, так и в части обслуживания покупателей. Снижаем издержки, занимаемся постоянным мониторингом цен конкурентов и стремимся своевременно и адекватно реагировать на любые изменения, предлагая на сегодняшний момент одни из самых низких цен в городе. Скорость реагирования сейчас — одна из самых важных составляющих успеха.

— Будете ли вы помогать своим франчайзи, которые начнут испытывать трудности?

Безусловно, мы помогаем нашим партнерам пережить трудные времена. Рассматриваем всю нашу партнёрскую сеть франчайзи в комплексе, а также каждую ситуацию отдельно. Предоставляем дополнительные скидки на определенные группы товаров, улучшаем условия оплаты (например, дополнительная скидка при предоплате). Проводим консультационные встречи по организации бизнеса и текущей работе. Стараемся помочь на всех этапах и во всех вопросах.

— Есть ли у Вас уже франчайзи, которые завершили свою деятельность в связи с кризисом?

Да, у нас есть партнеры, которые завершили свое сотрудничество с нами и ушли из зообизнеса. Причин может быть несколько: нехватка оборотных средств, неоправданные ожидания от бизнеса, потеря интереса к данной сфере. В 2013-2014 гг мы активно открывали новые зоомаркеты с партнерами по программе Сбербанка «Бизнес-старт». По завершении банком данной программы, некоторые из наших партнеров оказались в сложной ситуации, не рассчитав свои силы. В этом году мы почувствовали интерес к нашему предложению со стороны немного других потенциальных партнеров. Чаще бизнес стал открываться на собственные средства, нет такой сильной зависимости от кредитов банка, что позволяет с большим оптимизмом смотреть в будущее.

— Согласны ли Вы с утверждением, что большую часть в структуре продаж зоомагазинов занимают корма. Какую долю занимают другие категории зоотоваров?

Я согласна с этим отчасти. Действительно, корма — это основа, база. И у многих занимают очень большую долю в продажах. Но не секрет, что наценка, а соответственно, и доход каждой компании, меньше именно на кормовые группы Это очень плохая и наименее устойчивая ситуация, если в продажах львиную долю занимает продажа кормов (для меня это более 60%). Мы в своей сети стремимся к смещению в сторону продажи некормовых групп товаров. И нам это удается.

— Сейчас большинство зоомагазинов уходят в сеть интернет. У вашей сети нет интернет -магазина. Вы не планируете создать собственный интернет-магазин?

Я бы так не сказала. Далеко не все уходят в интернет пространство. Доля офф-лайн торговли еще очень велика и будет таковой еще достаточно долго. Наиболее правильной, с моей точки зрения, ситуацией является сочетание он- и офф- лайн торговли. Это дает покупателю возможность выбора на любом этапе покупки, оплаты, доставки. О преимуществах того или иного вида торговли написаны целые тома, и, наверное, не нужно повторять известную всем информацию.

Могу только сказать, что торговля товарами для животных — это тоже торговля, всё с теми же законами, отличаемся мы только, может быть, эмоциональной окраской. Отношение к своим питомцам сродни отношению к своим детям, что является несомненным плюсом для нас. А офф-лайн магазин как раз и позволяет получить и подарить эмоции. Потрогать и повертеть товар, поговорить с продавцом-консультантом. А это всегда будет востребовано.

На сегодняшний день сеть не имеет своего интернет-магазина. Но это не значит, что мы не планируем его создание.

— Конкурировать приходится не только с другими сетями зоомагазинов, отдельными розничными точками продаж и интернет-магазинами зоотоваров, но и с сетевыми гипермаркетами, где также представлены товары для животных. В чём преимущество специализированных зоомеркетов?

Да, действительно ассортимент товаров для животных в сетевой рознице увеличивается и дополняется и не только эконом-сегментом. Мы исторически находимся в арендной зоне гипермаркетов О’Кей, начиная с самого первого (в далеком 2003 г.) магазина, причем не только в Санкт-Петербурге, но и в регионах. Также мы располагаемся в ТК, где якорными арендаторами являются гипермаркеты Призма, Лента, Карусель, Ашан. И везде в этих гипермаркетах представлены товары для животных. Но мы привлекаем к себе покупателей гораздо более широким ассортиментом, привлекательными ценами, грамотными консультациями. В этом и состоит наше главное отличие и преимущество — персональная работа с каждым покупателем, чего никак не сможет дать гипермаркет, что подтверждает наш успешный опыт.

— Изменились ли Ваши планы по открытию франчайзинговых магазинов в 2015 году?

Да, изменились вместе с ситуацией в стране и в мире. Как я уже говорила выше, к нам больше стали обращаться за франшизой люди, у которых нет зависимости от банковских кредитов, и рассчитывают они на свои силы и средства. Поэтому мы можем говорить о снижении входящего потока обращений, но результативность явно повысилась. И если количество новых открытых нашими партнерами зоомаркетов Ле’Муррр снизится, то их качество повысится. А это очень неплохой результат. У нас есть города, где активно развивается наша франшиза и партнеры, имея уже по три зоомаркета Ле’Муррр, планируют еще открытия в ближайшем будущем. Это ли не успех нашего проекта!

— Можете ли Вы сказать, кого всё-таки в России больше — кошатников или собачников?

Конечно, в мегаполисах количество кошек превышает количество собак. По данным социологических опросов две трети наших сограждан (69%) заводят кошек, треть (33%) предпочитают содержать собак. И понятно с чем это связано. Но вот если говорить о затратах на содержание и кормление, то здесь явно выиграют собаки.

— Есть ли у Вас домашний питомец?

Нет, сейчас у меня нет домашнего питомца. В свое время у меня дома жили кот и три кошки. Я профессионально занималась фелинологией. Но с течением времени, а также с отсутствием его свободного, это мое увлечение осталось в прошлом.

— Какую роль домашние питомцы, по вашему мнению, играют в жизни людей?

По моему мнению, эту роль невозможно переоценить. Это и наши дети, и партнеры, компаньоны, собеседники. Это те, о ком мы заботимся, а значит мы за них в ответе. Это обогащает внутренний мир человека и очищает его душу, делает нас лучше, добрее и человечнее.

Оцените статью
7
Полезно
3
Интересно
0
Средне
0
Плохо