В последнее время рынок спецодежды не отличается богатым разнообразием, поэтому все чаще многие производственные и строительные фирмы отдают предпочтение индивидуальному пошиву одежды.
Универсальные модели часто не соответствуют требованиям безопасности, специфике отдельных отраслей и быстро изнашиваются, особенно при интенсивной эксплуатации. Индивидуальный пошив у крупных поставщиков обходится неоправданно дорого и занимает много времени. В результате компании несут дополнительные издержки из-за частой замены одежды и снижения производительности труда сотрудников.
Цех по данному проекту ориентирован на долгосрочное сотрудничество с организациями и предприятиями города. Для запуска такого бизнеса потребуется:
- производственное помещение,
- профессиональное оборудование,
- квалифицированный персонал (швеи, технолог, менеджер по продажам),
- поставки качественного сырья (тканей и фурнитуры).
Предприятие будет производить зимние и летние комплекты стандартного и профессионального уровня под заказ. Это позволит упростить производство и одновременно удовлетворить основные потребности клиентов.
Открытие ателье по данному проекту целесообразно в крупном промышленном городе или развитом региональном центре, где сосредоточено значительное количество предприятий: строительных, производственных, логистических и сервисных.
Сумма первоначальных инвестиций составляет 2 292 500 рублей. Из них:
- оборудование — 72%;
- ремонт — 13%;
- аренда на время ремонта — 9%;
- реклама — 5%;
- регистрация и прочие расходы — 1%.
Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы.
Срок окупаемости — от 15 месяцев.
Средняя чистая ежемесячная прибыль — 169 375 рублей.
Внутренняя норма рентабельности — 28,29%.

-
Общие показатели
-
Оборудование
-
Инвестиции

По данным BusinesStat, в 2025 году производство спецодежды в России выросло на 11%. За год было произведено 1,13 млрд единиц одежды специального назначения и СИЗ.
Большинство крупных компаний производят спецодежду и реализуют её в своих фирменных магазинах. Ассортимент включает сотни и тысячи различных наименований. Безусловно, контракты с федеральными производственными предприятиями и госзакупки — это первый приоритет для таких компаний.
Небольшие организации из регионов чаще всего заказывают спецодежду из того, что есть в наличии в магазине или на ближайшем складе. В результате собрать полный комплект одинаковой спецодежды на весь штат иногда бывает затруднительно. Приходится ждать поступления с удаленных складов или подбирать альтернативные варианты.
Данный проект решает эту проблему. При сотрудничестве с ателье организации могут быть уверены в качестве и сроках поставки спецодежды в соответствии с заказами.
Для того, чтобы упростить цикл производства будет производиться 4 основных вида спецодежды: зимние и летние костюмы стандартного и профессионального уровня.
Линейка «Профи» будет отличаться от стандартной спецодежды повышенной износостойкостью, усиленными накладками из ткани, дополнительными карманами на молниях, в зимнем варианте — дополнительной мембраной для защиты от сильного ветра.
Предусмотрена возможность изменения параметров спецодежды по индивидуальным заказам. В перечень дополнительных услуг на старте войдут:
- печать логотипа или вышивка,
- дополнительные карманы,
- дополнительные петли / крепления для страховки и инструмента,
- светоотражающие элементы и др.
Уникальное торговое предложение (УТП) проекта: Индивидуальный пошив спецодежды для бизнеса с гарантией сроков и стабильного качества по цене массового рынка.
Целевая аудитория
Ателье по данному проекту ориентировано на B2B-сегмент (услуги для бизнеса). В качестве целевой аудитории рассматриваются:
- строительные компании и подрядные организации,
- промышленные и производственные предприятия,
- логистические центры, склады и транспортные компании,
- коммунальные службы и эксплуатационные организации,
- сервисные и технические компании (монтаж, ремонт, обслуживание),
- сельскохозяйственные предприятия и агрокомплексы,
- клининговые компании и обслуживающий персонал,
- службы безопасности и охраны.
Для заключения договоров необходимо вести переговоры с лицами, принимающими решения относительно обеспечения сотрудников спецодежды. В зависимости от компании, это могут быть руководители предприятий, специалисты по охране труда, отделы снабжения или закупок.
Конкуренция
В стране насчитываются сотни компаний, которые занимаются производством спецодежды. Примерно три четверти рынка занимают крупные холдинги, остаток делится между небольшими региональными фабриками.
Производство спецодежды в России сосредоточено в Центральном федеральном округе (более 80% фирм).
Крупные холдинги выбирают центральные регионы из-за удобной логистики. Ателье по данному проекту можно разместить в любой части страны, так как бизнес-план ориентирован на сотрудничество с локальными предприятиями без доставки по РФ.
Даже при размещении в Дальневосточном федеральном округе, где плотность фабрик по производству спецодежды минимальная, конкуренция всё равно будет присутствовать, так как магазины крупных сетей открыты по всей стране.
Тем не менее, за счет быстрого выполнения заказов и статуса местного производителя у ателье есть все шансы успешно закрепиться на региональном рынке.
Оценка объёма рынка (TAM/SAM/SOM)
TAM, SAM, SOM — это классическая модель оценки объема рынка для бизнеса и стартапов, состоящая из трех уровней: общий потенциал (TAM), доступная доля (SAM) и реально достижимая часть рынка (SOM).
1. TAM — общий рынок (Россия)
В 2025 году эксперты оценивали внутреннее производство спецодежды в России в 80-90 млрд рублей.
2. SAM — доступный рынок (ниша проекта)
Теперь поделим рынок в соответствии с форматом цеха. Оценка общего объёма рынка включает в себя как снабжение предприятий, так и розничные продажи.
- Предположим, что B2B-сегмент занимает около 70% рынка.
- Заказы от локальных предприятий (без учета федеральных тендеров и госзакупок) – это около 20-30% рынка. Безусловно, у крупных промышленных предприятий уже есть постоянные поставщики спецодежды. К тому же по данному проекту цех не сможет обеспечить большие производственные мощности.
- Из оставшихся предприятий, по масштабу подходящих под целевую аудиторию цеха до заказа дойдут около 15-20%. Это обусловлено тем, что многие компании уже привыкли закупать спецодежду в магазинах и, если их устраивают сроки и качество, то они вряд ли будут менять поставщиков.
Таким образом, SAM = 80 млрд * 0,7 * 0,25 * 0,2 = 2,8 млрд рублей.
3. SOM — реально достижимая доля (c учетом производственных мощностей)
5 швей при максимальной загрузке смогут производить около 8-10 комплектов. При пятидневной рабочей неделе это примерно 200-250 комплектов в месяц. При среднем чеке в 9,3 тысячи рублей выручка составит 1,9 млн рублей в месяц или около 23 млн рублей в год.
Учитывая колебания спроса, SOM данного проекта составит около 20-25 млн рублей в год или 0,5-0,8% от доступного рынка (SAM).
Согласно бизнес-плану, цены на продукцию цеха планируется установить на уровне средних по рынку.
Наименование | Цена, руб. |
Летний комплект стандарт | 5 000 |
Летний комплект профи | 7 500 |
Зимний комплект стандарт | 10 000 |
Зимний комплект профи | 15 000 |
Каналы продаж
1. Активные B2B-продажи. На старте в качестве продвижения предусмотрены прямые продажи. Менеджеры по продажам будут созваниваться, а также выезжать на предприятия и стройки для личных встреч со снабженцами и руководителями фирм с целью презентации и дальнейшего заключения договора.
Для выполнения KPI (ключевой показатель эффективности) менеджеру по продажам необходимо привлекать не менее 2 клиентов ежемесячно.
2. Онлайн-продажи. Клиенты будут находить сайт компании через поисковик или профиль в геосервисах, оставлять заявки на коммерческое предложение, после чего с ними свяжется менеджер, проконсультирует и заключит договор.
Каналы маркетинга
1. Лендинг. В первую очередь будет разработан лендинг (одностраничный сайт) с описанием продукции, услуг и условий сотрудничества, а также формой обратной связи и контактами отдела продаж.
2. Контекстная реклама. Будет запущена в Яндекс.Директ. По ключевому запросу [спецодежда + город] пользователь будет видеть ссылку на лендинг компании.
3. Геосервисы. В карточке компании на Яндекс.Картах и 2ГИС будут указаны контактные данные отдела продаж, фотографии ассортимента и расписаны преимущества сотрудничества. Новые компании, а также организации из других городов могут искать спецодежду на картах и таким образом узнать о данном ателье. После звонка или личного посещения – успешное заключение сделки в руках менеджеров по продажам.
На рекламную кампанию и разработку сайта будет потрачено 130 тысяч рублей. Ежемесячные расходы на рекламу составят 30 тысяч рублей.
Метрики эффективности маркетинга
Согласно данным Яндекс.Директ, при бюджете 27 000 рублей в месяц по объявлениям перейдут около 4,5 тысяч раз.
Средние показатели конверсии (CR) для большинства интернет-магазинов и лендингов – 1-3%. Таким образом, цех по пошиву спецодежды может рассчитывать на 45 заявок ежемесячно.
Конверсия из заявки в продажу (CVR2) для B2B-услуг в среднем составляет от 10 до 30%. Соответственно, онлайн-маркетинг будет приносить цеху 4-5 сделок каждый месяц.
Окупаемость маркетинговых инвестиций (ROMI)
Средняя стоимость товарной единицы в компании составляет 9,3 тысячи рублей. Спецодежду чаще всего заказывают на весь штат или бригаду, например, 5 комплектов.
Так одна сделка будет приносить в среднем 46,5 тысяч рублей выручки или 27,9 тысяч чистой прибыли. Суммарный доход от маркетинга составит 112 тысяч рублей.
Рассчитаем ROMI:
(112 000 – 30 000)/30 000*100% = 273%
273% — хороший показатель ROMI, который говорит о том, что каждый рубль, вложенный в онлайн-продвижение, не только окупится, но и принесет компании 1,7 руб. чистой прибыли.
LTV (пожизненная ценность клиента)
Учитывая, что цех изготавливает и летние, и зимние комплекты спецодежды, логично предположить, что клиенты будут делать как минимум 2 заказа в год.
Рассчитаем LTV для клиента, который делает заказы дважды в год (5 летних и 5 зимних комплектов) на протяжении как минимум двух лет. Из расчетов выше мы помним, что средняя прибыль с 5 комплектов составляет 27,9 тысяч рублей.
27 900 * 2 * 2 = 112 тысяч рублей.
СAC (стоимость привлечения клиента)
Из расчетов выше мы помним, что 30 тысяч рублей, затрачиваемых на онлайн-маркетинг ежемесячно, приводят 4-5 клиентов.
CAC = 30 000/4= 7500 рублей
Соответственно, стоимость привлечения клиента составляет 7,5 тысяч рублей.
Показатель CAC в данном случае существенно ниже среднего чека и LTV. Один клиент приносит почти в 15 раз больше прибыли, чем потрачено на его привлечение, что является отличным значением.
Производственный процесс цеха организован следующим образом:
В швейной промышленности обычно применяется сплошной контроль. И в зависимости от характера производственного процесса контроль будет инспекционным. Его проводит выборочно постоянно действующая в ателье комиссия по качеству. Это входит в обязанности конструктора-технолога.
В процессе обработки изделие сравнивается с нормативами и ГОСТами, общими техническими условиями, соответствующие изготавливаемому изделию. Изделия изготавливаются в соответствии с прогрессивной технологией изготовления одежды по индивидуальным заказам.
Для реализации этого бизнес-плана потребуется следующее оборудование:
Наименование | Общая сумма |
Промышленная швейная машина (7 шт) | 665 000 |
Раскройный стол (2 шт) | 50 000 |
Оверлок промышленный (2 шт) | 156 000 |
Стол под швейную машину (7 шт) | 112 000 |
Вышивальная машина (1 шт) | 200 000 |
Термопресс (1 шт) | 44 000 |
Вспомогательные инструменты | 50 000 |
Стеллаж (8 шт) | 32 000 |
Компьютер (3 шт) | 150 000 |
Телефон (2 шт) | 18 000 |
Стол офисный (3 шт) | 36 000 |
Кресло офисное (3 шт) | 22 500 |
Стулья (10 шт) | 35 000 |
Оргтехника | 37 000 |
Сейф (1 шт) | 16 000 |
Шкаф для одежды (2 шт) | 19 000 |
Итого | 1 642 500 |

-
План открытия
-
Распределение времени
-
Советы по оптимизации

Для запуска ателье потребуется штат из 12 сотрудников: руководитель, 2 менеджера по продажам, технолог, 5 швей, уборщица и подсобный рабочий.
Должность | Оклад, руб. | Количество сотрудников, чел. | Сумма, руб. | Средняя з/п в месяц на сотрудника, руб. |
Руководитель | 60 000 | 1 | 60 000 | 77 641 |
Менеджер по продажам | 40 000 | 2 | 80 000 | 57 641 |
Технолог | 55 000 | 1 | 55 000 | 55 000 |
Швея | 50 000 | 5 | 250 000 | 50 000 |
Уборщица | 30 000 | 1 | 30 000 | 30 000 |
Подсобный рабочий | 30 000 | 1 | 30 000 | 30 000 |
Страховые взносы | х | х | 58 500 | х |
Итого ФОТ | х | х | 563 500 | х |
В обязанности руководителя входит работа с поставщиками и сотрудниками, контроль финансовых показателей, взаимодействие с регуляторными органами, решение внештатных ситуаций, реклама и продвижение ателье.
Менеджеры по продажам занимаются привлечением новых клиентов и сопровождением действующих контрагентов. Помогают руководителю в финансовых и рекламных вопросах.
Технолог контролирует работу производства, помогает руководителю в вопросах закупок сырья, проводит обучение новых швей.
Швеи (1 закройщик и 4 портных) занимаются производством комплектов спецодежды в соответствии с заданием технолога.
Подсобный рабочий занимается погрузкой и разгрузкой сырья и готовой продукции, отвечает за их размещение на складе. Выполняет ремонтные работы по заданию технолога.
Уборщица поддерживает все помещения ателье в чистоте и порядке.
Ателье работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. В случае крупных срочных заказов возможно продление рабочего дня или выход на работу по субботам.
На открытие цеха по пошиву спецодежды потребуется около 2,3 млн рублей.
Инвестиции на открытие, руб. | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт | 300 000 |
Сайт | 80 000 |
Рекламная кампания | 50 000 |
Аренда на время ремонта | 200 000 |
Закупка оборудования | 1 642 500 |
Прочее | 10 000 |
Итого | 2 292 500 |
Более 70% стартовых инвестиций уйдет на закупку оборудования. Его список, а также подробный расчет всех экономических показателей представлен в финансовой модели.
Ежемесячные расходы предприятия составят примерно 1,5 млн рублей. Самые затратные статьи бюджета — фонд оплаты труда и закупка сырья, на которые, в совокупности, придется тратить около 1,2 млн рублей каждый месяц.
Ежемесячные затраты, руб. | |
ФОТ (включая отчисления) | 616 422 |
Аренда | 200 000 |
Амортизация | 28 361 |
Коммунальные услуги | 15 000 |
Реклама | 30 000 |
Закупка сырья | 617 422 |
Прочие расходы | 10 000 |
Итого | 1 517 205 |
Согласно бизнес-плану, ателье выйдет на точку безубыточности за 3 месяца работы. В проекте учтено, что в первые полгода работы уровень продаж будет ниже среднего из-за отсутствия клиентской базы. С 6-го месяца предприятие выйдет к средним показателям по выручке. Полный срок окупаемости проекта составит 15 месяцев.
Основной риск этого проекта — конкуренция со стороны крупных производителей с широким ассортиментом не только комплектов спецодежды, но и других СИЗ: масок, перчаток, головных уборов.
Для минимизации этого риска следует рассмотреть расширение ассортимента продукции, исходя из запросов клиентов.
Нельзя исключать и кадровый риск. Найти хороших швей, в связи с непопулярностью рабочих профессий среди молодежи, становится всё труднее.
Для поиска квалифицированных специалистов нужно не только задействовать онлайн-площадки по поиску работы, но и обратиться в местный Центр занятости населения. Также можно сотрудничать с местными профессиональными учебными заведениями — студенты старших курсов зачастую рады возможности пройти оплачиваемую практику или стажировку с последующим трудоустройством.
Одно из преимуществ цеха — возможность быстро переквалифицироваться в случае падения спроса со стороны целевых клиентов. К примеру, можно производить костюмы для сварщиков, медицинскую одежду и т.д.
В рамках данного проекта доставка готовых изделий в другие регионы является нецелесообразной, так как мощности у цеха относительно небольшие. Основной путь развития в данном случае — масштабирование за счет открытия филиалов производства в других городах.






Комментарии •0