БИБОСС
Войти

100 тысяч рублей за франшизу — миф или реальность?

Представитель франшизы
Вадим Максименко

Награды франшизы

14.11.2017

В нашей практике мы регулярно сталкиваемся с людьми, которые ранее купили франшизу-пустышку, потратили (а точнее, потеряли) деньги, но все еще хотят начать собственный бизнес, ищут качественное предложение и приходят в РосБизнесРесурс.
Как выбирать франшизу и на что обращать внимание, чтобы не попасться в лапы мошенников, мы уже писали.

Сегодня предлагаем более детально рассмотреть франшизы с финансовой точки зрения и определить, сколько же должно стоить качественное предложение на рынке франчайзинга.

Давайте представим, что вы выбрали франшизу, которая стоит 100 тысяч рублей. В качественное франшизное предложение обязательно должны входить как минимум 4 составляющие, из стоимости нашей условной франшизы мы понимаем, что за каждую из них вы платите 25 тысяч. Давайте разберем их подробнее и определим, могут ли они действительно столько стоить.

1. Опыт и бизнес-идея.

Приобретая франшизу, вы покупаете опыт компании, а также идею, которая приносит прибыль. С помощью франшизы вы как-бы перескакиваете этап «набивания шишек» и поиска ниши, который присущ каждому начинающему бизнесмену. А теперь подумайте — готовы ли вы продать кому-либо свой опыт юриста/бухгалтера/экономиста/маркетолога, в который вы вложили время и средства на обучение и повышение квалификации, за 25 тысяч рублей? Готовы ли вы рассказать кому-либо все секреты, нюансы и «фишки» вашей деятельности, которые вы нарабатывали годами, за такую сумму? Нет? Тогда каким образом компания, которая еще и на начальных этапах несла убытки из-за ошибок, продает вам такую важную и ценную информацию за столь небольшую сумму? Делаем вывод — в данной франшизе либо нет этой важной информации, либо компания сама только вышла на рынок и сотрудникам компании просто нечего вам рассказать.
Один минус наша условная франшиза уже заработала. Едем дальше.

2. Бренд.

Приобретая франшизу, вы покупаете узнаваемость. Представьте, сколько необходимо вложить сил и средств на «раскрутку» бренда. Эквивалентны ли эти вложения 25 тысячам рублей? Вряд ли. Скорее всего, франшиза, продающая свое имя за 25 тысяч, является, как сейчас говорят, ноунеймом — брендом, который никто не знает. А зачем вам платить за такой бренд?
Еще один минус в копилку.

3. Обучение.

Чаще всего головной офис компании, у которой вы приобретаете франшизу, находится в другом городе. А это значит, что в наши условные 25 тысяч рублей, отведенных на этот пункт, входит не только само обучение, но еще и размещение в гостинице, а также питание. Итак, обучение длится 2 дня. Вам бронируют гостиницу на двое суток (6000 руб.), питание + кофе-брейки за 2 дня обойдутся еще в 1500 руб. Итого на само обучение остается 17500. В эту сумму входит работа сотрудников — и это не только те люди, которые вас обучают — это и секретарь, встретивший вас у входа и сваривший вам кофе, и бухгалтер, подготовивший договор на оказание услуг, и менеджер, с которым вы общались вплоть до заключения сделки. Сюда же отнесем затраты на различные печатные материалы — тетрадь для обучения, бренд-буки и прочие расходники.

А теперь представьте — работа пяти человек, питание, размещение в гостинице и расходы на различные документы в сумме составляют 25 тысяч рублей. Реально ли это? Да, если менеджер, специалист по обучению, секретарь и бухгалтер — это один и тот же человек, а разместили вас не в гостинице, а в его же квартире, чтобы снизить затраты.
Можем ли мы тогда говорить о крупной стабильной компании? Определенно, нет.
Получается, что и в этом пункте наша условная франшиза подкачала.

4. И последний (не по значимости, конечно) пункт — поддержка.

Качественная франшиза — это возможность на любом этапе работы проконсультироваться с квалифицированными специалистами, получить информационную и техническую поддержку. В нашей условной франшизе вы заплатили за нее 25 тысяч рублей. Единожды. А поддержку вы получаете регулярно. Предположим, что сотрудник отдела поддержки в среднем ежедневно тратит на вас 1 час в 2 дня (на начальных этапах — больше, потом — реже, в среднем пусть будет такая цифра). В 2017 году 247 рабочих дней, значит с вами сотрудник взаимодействовал половину от этой цифры — 123,5 дня по одному часу. Получается, что за 1 час работы с вами он получал 200 рублей. Неплохо? В среднем, да.

Но мы же помним, что эта сумма идет не на один год, а на все время, что вы сотрудничаете с компанией? Что в эту стоимость входит не только время сотрудника, но и затраты на его обучение и повышение квалификации, на обеспечение его всеми необходимыми инструментами для работы (место в офисе, компьютер, интернет, литература)? Все это в совокупности не может стоит 25 тысяч рублей, иначе компания, предоставившая вам франшизу, будет работать в убыток.
Опять же, это возможно, если поддержку вам предоставляет все тот же сотрудник, который вас обучал, выполнял задачи бухгалтера, менеджера по развитию и секретаря.

Итак, что мы имеем?

За 100 тысяч рублей вы можете приобрести франшизу у маленькой компании, только вышедшей на рынок и не имеющей ни необходимого опыта, ни штата квалифицированных сотрудников, ни узнаваемости бренда. И в чем же тогда ее смысл?

Именно такие франшизы и являются «пустышками». Вы тратите деньги и взамен получаете только красивую обёртку без какой-либо начинки. Желание сэкономить на франшизе и вложить каждый свободный рубль в развитие бизнеса понятно и мы его даже поддерживаем, но не увлекайтесь слишком сильно такой экономией, ведь тогда вы можете потерять даже такую некрупную для бизнеса сумму в 100 тысяч рублей.

Выбирайте качественные предложения и тогда первоначальные затраты на покупку франшизы вернутся вам уже в первые месяцы работы!