БИБОСС
Войти

«Если не попробуешь, то точно ничего не получится» - Интервью с победителем премии «Бизнес-Успех» и основателем Школы программирования для детей "Кодики"

Представитель франшизы
Юлия Федоровых

Награды франшизы

Юлия Федоровых
25.12.2023

О плюсах и сложностях онлайн образования, новых реалиях для бизнеса, мотивации детей и родителей рассказывает Порталу предпринимателей победитель премии «Бизнес-Успех» и основатель школы программирования «Кодики» Оксана Храброва.


- Оксана, расскажите, пожалуйста, как был создан проект «Кодики», и когда возникла идея создания школы программирования?

- Я программист по образованию, 10 лет в профессии. Всегда хотела начать свое дело. Задумывалась о школе программирования, но боялась. Потому, что работать с детьми и работать с компьютерами – это разные вещи, программировать и обучать – тоже разные. Помог случай. Друзья попросили позаниматься с ребенком, который очень любит играть в компьютерные игры, а родители бы хотели, чтобы это пошло ему на пользу. У нас классно все получилось, потому что и у мальчика глаза горели, и мне нравилось, и мы очень активно друг друга подбадривали. Друзья, конечно, не стали об этом молчать, и ко мне стали приводить детей. В какой-то момент мы перестали помещаться в квартире, и я обратилась в ближайший бизнес-инкубатор за помощью.

- Что включает в себя онлайн школа «Кодики», для кого она предназначена? (всегда была онлайн-школа или были представительства школы).

- У нас три офлайн филиала в Ямало-Ненецком автономном округе. Но в пандемию нам пришлось перестраиваться. Мы разработали такую систему, при которой формат не влияет на результаты обучения. Летом начали работать над своей платформой. В офлайн у детей были рабочие тетради, распечатанные пособия. Мы разработали свою платформу, на которой все материалы курса упакованы в виде анимированного журнала. И уже в сентябре объявили набор в онлайн-школу. Онлайн стал нашим четвертым филиалом. В нем обучается всего 80 учеников, по всем филиалам вместе – 300. Это дети, которые записаны на полный курс на год. Вообще программа школы рассчитана на 5 лет.

Наша задача состоит в том, чтобы дети могли применять свои знания и навыки в учебе и работе. Но для того, чтобы отточить навыки и понять, где именно они хотят развиваться, требуется время. Важно, чтобы у них была возможность попробовать себя в разных направлениях: и сайты поразрабатывать, и приложения, и 3D-моделированием позаниматься, и дизайном. Ученики второго года обучения уже к этому приходят: могут самостоятельно выбирать, в какое направление углубиться на следующий год. Это – та цель, которую я преследовала изначально. Мне не хотелось устраивать развлекательный кружок.

На онлайн обучение дети поступают с семи лет. Обязательный навык – умение читать. В офлайн филиалы принимаем детей помладше. Они учатся пользоваться мышкой, набору на клавиатуре, решают логические задачки, тренируют память, интеллект, строят маленькие скрипты. Самые старшие ученики – 18-летние, ученики старших классов школы. Выпускников школ не много, потому что они больше заняты подготовкой к ЕГЭ, а вот десятиклассники занимаются и успешно себя профориентируют.

На старших курсах побольше мальчиков, на младших – примерно поровну мальчиков и девочек. Но интересно, что, если приходит девочка и ей нравится программирование, она занимается усерднее и успешнее, показывает прекрасные результаты.

- Что было самым сложным на начальном этапе запуска школы? И как удалось преодолеть эти трудности.  И чтобы Вы могли посоветовать тем предпринимателям, которые только начинают свой образовательный проект в онлайне?

- Для нас уход в онлайн стал необходимостью для выживания. Основные страхи были в самом начале, когда я только открывала школу. Тогда боялась вообще всего: страшно было назначать собеседование, кому-то звонить, спрашивать, показаться глупой, сказать лишнего, позвать детей, чему-то не тому их научить. Сейчас это множество страхов кажется забавным, осталась только необходимость делать. Вообще здесь главный совет состоит в том, что если не попробуешь, то точно ничего не получится. А если попробуешь, то дашь себе шанс.

Да, возможно, сейчас рынок большой, и, добиться успеха стало сложнее, чем даже 2 года назад. Инвестиций на запуск тоже понадобится больше, чем раньше, поэтому необходимо подготовиться, создать себе финансовую подушку. Нужно хорошо анализировать конкурентов и думать, чем отличаться. Но в то же время не анализировать очень долго, переходить к действиям. Главное правило – делать. Даже если делать с ошибками и потом переделывать, получится быстрее, чем просто бесконечно анализировать. 

- Как вы адаптировали коллектив к переходу в онлайн? Приходилось ли искать новых преподавателей или переучивать старых?

- В онлайн перешли все наши преподаватели. Никак специально их не обучали. Все понимали, что это – необходимость, поэтому пошли и стали делать. Потренировались между собой, посмотрели, как что работает.

- Как вы продвигаете Школу среди родителей, какие PR-инструменты являются для вас «рабочими»?

- Во-первых, мы всегда приглашаем родителей к нам в школу. Показываем преподавателя, его достижения, как он ведет урок: дети пробуют, родители смотрят. Родители могут зайти в классы, убедиться, что у нас есть рециркуляторы, маски, термометры, антисептики для безопасности их детей, есть вода и стаканчики, всегда чисто. Они видят меня, видят менеджеров, преподавателей – мы максимально открыты. Это повышает доверие. В классах висят камеры, и все родители могут смотреть урок целиком. После урока преподаватель отчитывается в родительский чат о том, что сегодня было сделано, какой материал пройден. Еще один немаловажный момент – контроль качества образования родителями. Мы все: и я, и менеджеры школы, и преподаватели, - живые люди, можем в чем-то ошибаться. Поэтому раз в 2 недели проводим опросы, и если родитель сообщает, что какой-то урок ребенок не понял, то мы очень благодарим за обратную связь. Педагог позанимается с ребенком индивидуально, объяснит, что не понятно.

Реклама у нас, как у всех: в Instagram и ВКонтакте. В малых городах, где есть офлайн-школы, эти каналы не очень хорошо работают. Но зато хорошо работает сарафанное радио. Поэтому на второй год мы закрыли почти все места без платной рекламы.

- В своей работе вы, скорее всего, встречали родителей – противников онлайн-образования. На ваш взгляд, в чем основные преимущества онлайн-образования и кому оно точно может подойти?

- Мы пережили полторы волны пандемии. В первую было полное ограничение, во вторую – частичное. В первую волну мы столкнулись с большим количеством возражений, потому что родители, во-первых, еще не верили в опасность самого вируса, а во-вторых, просто не представляли, как это будет. Поэтому мы проводили бесплатные мастер-классы, обучали родителей, бабушек, дедушек работать в Zoom, помогали с установкой программного обеспечения, чинили компьютеры и даже отдавали свои. Из-за того, что мы пошли на встречу нашим клиентам, в онлайн с нами ушли 90% наших учеников. У коллег средний процент по России – 50%. Было сложно, да.

Но когда осенью ввели частичные ограничения, мы без проблем снова перешли в онлайн. А когда ограничения снова сняли, дети даже предлагали так на онлайн-обучении и остаться – они очень быстро перестраиваются. Быстро адаптироваться к новым реалиям – крутой навык нового поколения.

Сейчас тоже встречаются родители, которые против онлайн-школ. Надо понимать, что везде есть свои плюсы и минусы. Среди плюсов онлайн-обучения: экономия времени на дорогу, безопасность из-за отсутствия необходимости пользоваться общественным транспортом. Онлайн группы меньше. Если в офлайн-школе у нас группы по 10 человек, то в онлайн это существенно снижает качество обучения, поэтому группы обязательно нужно сокращать. Из-за малых групп дети получают больше времени на общение с преподавателем. Кроме того, увлеченные дети, которым мало времени урока, могут продолжить заниматься и онлайн-классах, а в офлайн вынуждены прерваться с окончанием урока и собираться домой. И самое главное – можно заниматься с любыми педагогами, не ограничиваясь географией.

- Одним из сложных моментов в онлайн-обучении является сохранение мотивации учеников в процессе обучения. Могли бы вы поделиться своими наблюдениями, что лежит в основе мотивации наиболее заинтересованных учеников? Что бы вы посоветовали родителям, чтобы они могли подготовить своих детей к онлайн-обучению?

- Если говорить про программирование, то для детей очень важно понимать, что будет в результате обучения, зачем им это все. Можно показать им фильм, или почитать вместе какую-то книгу про знаменитых программистов, рассказывать истории успеха или интересные достижения, важно обсуждать это внутри семьи. Кроме того, стоит помнить, что дети – тоже люди, им тоже бывает лениво что-то делать, поэтому можно где-то помочь, напомнить.

У нас в школе есть своя система мотивации. Уроки построены по основным принципам педагогики и интересного урока. В начале урока обязателен мотивационный момент с обсуждением цели урока, а в течение занятия – смена деятельности. У нас практически нет теории, где преподаватель долго что-то объясняет, материал подается через вовлекающие вопросы. Обязательно присутствует интерактив, чтобы дети взбодрились: у малышей это – физические нагрузки, для учеников постарше – тесты, соревнования или игры. За каждый урок, самостоятельные задания, помощь другу дети получают свои баллы, зарабатывают внутренние «деньги». Накопленные баллы можно в конце года потратить на подписки, сертификаты, игры в Steam или стикеры ВКонтакте.

- Как вам удается совмещать бизнес и родительство?

- Я же не одна это все делаю. Сейчас у нас отличная и уже довольно большая команда. Когда в самом начале я была и менеджером, и преподавателем, и директором в одном лице, было тяжело. Сейчас я практически не преподаю: занимаюсь с несколькими учениками. Это в начале кажется, что все остальные будут работать хуже тебя. Это, конечно, не так.

Еще есть кое-что, что спасает мое дело, – сильная идея. Команда замотивирована не только на деньги, они хотят создать полезное будущее для детей. Такая идея мотивирует лучше, чем деньги. Поэтому команда у нас очень сплоченная. Люди приходят к нам в коллектив, загораются, и остаются на долго.

- Какие дальнейшие планы у проекта? Чтобы бы хотели достичь в новом году?

- Сейчас у нас открытие школы в Салехарде на этапе согласования помещения. Думаю, что в январе этот филиал уже откроется. Летом планируем открытие школы в Новом Уренгое и, может быть, в Надыме.

Конечно, будем развивать онлайн направление. Будет расти и коллектив школы. Нам удалось нанять крутых методистов, благодаря чему сейчас разрабатывается новая линейка курсов. Так что мы ожидаем, что будущий год будет еще продуктивнее.

- Вы стали финалистом премии «Бизнес-Успех». Что принесла вам победа, и для чего бизнесу участвовать в таких конкурсах?

- Участие в конкурсе занимало довольно много времени, и поначалу я даже думала, «зачем же я в это ввязалась». Но, когда мы готовили презентацию к финалу, я вдруг поняла, какой большой путь прошла Школа за время ее существования. Это очень мотивирует. В процессе работы этого не видно.

Кроме того, огромную пользу приносит общение с другими предпринимателями, атмосфера успеха. Потому что, когда ты долгое время в своем проекте, в своих проблемах, кажется, что ты один в целом мире, и это только у тебя что-то не получается. Предпринимательская среда, взаимопомощь, взаимоподдержка очень вдохновляют, даже несмотря на то, что в этом году все проходило в онлайне. Только ради одних знакомств и общения стоит принимать участие в таких мероприятиях.

Юлия Федоровых
Проверка
безопасности

Ваши данные будут отправлены автору объявления. Отправляя сообщение, вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением БИБОСС