БИБОСС

Определение стоимости долей бизнеса

28.03.2011, Управленческий учет

Большинство предприятий малого и среднего бизнеса создаются не за счет усилий и средств одного человека. Обычно у истоков основания стоит группа людей. Каждый из которых внес свою определенную лепту в стартовый капитал на тот момент наверняка ничего не стоящего бизнеса. Но время все меняет. При грамотном управлении созданным предприятием — в положительную сторону. Предприятие, которое когда-то стоило смешную по нынешним временам сумму и существовало на энтузиазме нескольких человек, сегодня может быть крупным холдингом, одна акция которого по стоимости равна сумме когда-то стартового капитала.

Может возникнуть ситуация, когда такое сильно разросшееся предприятие необходимо продать. Причины могут быть самые разные. От необходимости, ввиду бесперспективности развития на рынке, до выгодного слияния для больших перспектив. А может, сама идея, ставшая когда-то причиной организации предприятия, изжила себя, и на ее смену пришла другая, для реализации которой нужны не столько средства, сколько полная отдача организаторов, а значит два предприятия разом — не потянуть. Какие бы ни были причины, в итоге перед основателями предприятия встает вопрос о стоимости доли каждого из них в нынешней версии их бизнеса. А для этого необходимо, собственно, знать текущую стоимость самого предприятия.

Определяют стоимость предприятия разными способами. Существует множество методик, определяющих стоимость бизнеса с разной степенью точности и сложности при ведении расчетов. На наш взгляд, наиболее простым и универсальным является так называемый доходный подход. Где стоимость бизнеса определяется за счет суммы чистого дохода от него и предполагаемой процентной нормы дохода. В данном случае стоимость бизнеса определяется делением суммы чистого дохода на предполагаемую норму дохода. Норму дохода можно узнать из данных планирования или бюджетирования по предприятию. А вот с чистым доходом все немного сложнее.

Под чистым доходом понимается прибыль. И для ее определения, в свою очередь, могут использоваться три метода: инвентаризация, метод результирующего денежного потока и метода разницы между доходами и расходами. Но каждый из этих методов не может считаться достоверным в полной мере.

Инвентаризация предполагает выражение стоимости предприятия через разницу между тем, что у предприятия есть и его долгами. Недостаток: в процессе проведения инвентаризации что-то из активов предприятия может оказаться неучтенным. Метод результирующего денежного потока выражает прибыль предприятия как разницу между фактическими денежными поступлениями и затратами. Но данный метод не учитывает займы и кредиты. Наконец, прибыль может быть выражена как разница между доходами и расходами (при учете их «по отгрузке»). Но любая отмененная сделка также делает полученную цифру прибыли не достоверной.

Получается, что в идеале для учета прибыли и, при необходимости, расчета стоимости предприятия, нужен инструмент, поддерживающий и все три метода учета прибыли, и бюджетирование. И наиболее оптимальным вариантом является программа управленческого учета. К примеру, программа «1С:управляющий» как раз позволяет и определить норму прибыли средствами план-фактного анализа бюджетов, так и получить данные о прибыли предприятия любым из трех упомянутых методов. И на основании полученных данных успешно рассчитать стоимость бизнеса.

Комментарии (0)

Добавить комментарий
 

 
Добавить комментарий