BEBOSS
Sign in

С чего начать

Вы слышали о компаниях FedEx, DHL, UPS? Если так, то, наверняка, Вы или Ваши знакомые пользовались их услугами. А хотели бы Вы открыть собственную курьерскую службу?

Если да, то эта статья будет полезна для Вас и расскажет о том, как это сделать.

Специально для подготовки статьи мы взяли интервью у трёх экспертов и выяснили, как открыть курьерскую службу доставки. Знакомьтесь с нашими гостями:

  • Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Специализация компании- курьерская доставка товаров из интернет-магазинов.
  • Сергей Невзоров, основатель сервиса Департамент Логистики.
  • Журабек Турдиев, директор курьерской службыBTS Express. Специализация компании — экспресс-доставка документов, корреспонденции, посылок до 3 кг внутри Узбекистана.

Статья написана совместно с нашими экспертами и при их активном участии. Это позволило получить развёрнутую, более полную информацию из первых рук об открытии курьерской службы.

Как подготовиться к открытию?

Как и при открытии любого бизнеса необходимо провести предварительный анализ рынка. Получаемые сведения должны касаться:

  • Целевой аудитории, спроса с её стороны. Кто ваш потенциальный клиент, какие именно услуги ему нужны, что он будет ожидать от вас.
  • Сведения о конкурентах и об их деятельности.
  • Текущие условия на рынке. Какие ниши ещё относительно свободны и другая информация.

Это первое. Второе — выбор ниши и оказываемых услуг. После изучения рынка в0ам, возможно, захочется развивать курьерскую службу в какой-то узкой конкретной нише. Или вы предпочтёте специализацию на доставке определенных посылок, например, товаров из интернет-магазинов, еды из ресторанов.

Франшизы
Франшизы курьерской службы на нашем сайте
СДЭК
СДЭК
СДЭК
Курьерские услуги и логистика
350 000 — 1 000 000 ₽
Mail Boxes Etc.
Mail Boxes Etc.
Mail Boxes Etc.
Международная логистическая компания
1 500 000 — 2 500 000 ₽
KupimZaVas
KupimZaVas
KupimZaVas
Маркетплейс по заказу и доставке различных товаров и услуг
30 000 ₽
КурьерСервисЭкспресс
КурьерСервисЭкспресс
КурьерСервисЭкспресс
Логистическая компания, экспресс доставка документов, почты
400 000 — 600 000 ₽
Купить франшизу курьерской службы

Объем инвестиций

Всё зависит от выбранной ниши и услуг, которые Вы собираетесь оказывать. Алексей Прыгин, заместитель гендиректора МаксиПост:

«Затраты (стартовые и ежемесячные) складываются из следующих расходов:

  • рекрутинг персонала;
  • закупка и брендирование униформы (если необходимо);
  • автоматизация процессов;
  • закупка кассовых аппаратов (и их дальнейшее обслуживание);
  • покупка или аренда автотранспорта (если необходимо);
  • связь (мобильная, городская, интернет);
  • хозяйственные и канцелярские товары;
  • банковские расходы (в основном, инкассация);
  • топливо (если необходимо);
  • зарплаты и налоги.

Основная расходная часть в „курьерке“ — это зарплаты и налоги.

Конкурентная борьба на рынке курьерских услуг сейчас зашкаливает и дальше будет только нарастать, открывать новый бизнес в этой сфере стоит, если у вас есть хорошие стартовые инвестиции, „подушка“ на будущее и опыт в этой сфере.»

У МаксиПост следующий формат — доставка товаров из интернет-магазинов. Если не закупать транспортные средства, то вложения потребуются относительно малые. Но! Нужно быть готовым к последующим финансовым вливаниям, чтобы удержаться на рынке и продолжать расти.

А вот BTS Express потребовались значительные инвестиции для запуска и развития своей курьерской службы.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

Для запуска курьерской службы нашего формата потребуется минимум 150 000$ (порядка 10 000 000 млн. рублей). Основная статья расходов — это закупка автотранспорта (до 70% расходов). В нашем случае это 4 машины Lada Largus для междугородних перевозок и 4 автомобиля Damas для перевозок по Ташкенту и области. В остальных 11 городах мы нанимаем курьеров с собственными машинами.

Оставшаяся сумма приходится на:

  • аренду, ремонт помещений, их оснащение, компьютерную технику, специальную программу учёта и контроля,
  • зарплаты и налоги,
  • рекламу и маркетинг,
  • услуги авиаперевозок,
  • и прочие мелкие расходы,

Если выбрать узкие ниши, к примеру, доставка еды или доставка счёт-фактур компаний внутри города, то вложений потребуется на порядок меньше.

Как видно из двух примеров, объёмы инвестиций могут отличаться в несколько раз. Многое зависит от ниши и оказываемых услуг. Но оба наших гостя сходятся во мнении, что для дальнейшего существования и роста компании потребуется регулярное финансирование.

Бизнес-планы
Бизнес план курьерской службы
Бизнес план курьерской службы
Смотреть подробный бизнес план

Пошаговая инструкция

Как и говорилось выше, открытие курьерской службы начинается с определения портрета клиента, его потребностей, ожиданий. Опираясь на эти данные, необходимо определиться с нишей и конкретным перечнем услуг, которые будет оказывать ваша компания.

После выяснения этих ключевых моментов можно думать о том, на что пойдут инвестиции, как дальше выстраивать бизнес, какая география обслуживания у вас будет.

Персонал. Найм, обучение, мотивация, отношения

О работе с персоналом рассказывает наш гость Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

Штат курьеров — это один из самых первых шагов при организации курьерской службы. Чтобы его сформировать, нужно:

• Набрать курьеров, предварительно рассчитав их количество и загрузку исходя из планируемого объема продаж и графика распродаж;

• Обучить курьеров, разработав заранее систему обучения, включая умение коммуницировать, работать с кассовой техникой, соблюдать правила кассовой дисциплины и т.д.;

• Разработать систему мотивации и контроля курьеров: как вы им будете платить — фиксировано или сдельно? Как рассчитывать премиальную часть — исходя из количества выкупленных или доставленных посылок? Как будете контролировать их работу и сводить на нет риски недобросовестных исполнителей, что особенно важно с учётом того, что курьер — лицо материально ответственное?

Систему мотивации курьеров нужно строить исходя из бизнес-целей компании. Например, в нашей компании на первом месте не количество, а качество доставки, процент выкупа доставленных посылок. А значит все заточено исключительно на этот KP

Журабек Турдиев

директор BTS Express:

При работе с персоналом основное внимание и усилия нужно направить на курьеров, потому что, курьер:

  • Лицо компании, и он по большей части общается с клиентами и получателями посылок.
  • От него в значительной степени зависит, как и в каком состоянии будет доставлена посылка.
  • Курьер — лицо материально ответственное.

При подборе курьеров мы смотрим на следующие моменты:

  • Заполнение анкеты. До конца ли она заполняется. Если да, то это говорит о серьёзном отношении к делу кандидата и о том, что он хочет трудиться в нашей компании.
  • Умение общаться. Легко ли человек входит в контакт, не агрессивен и не груб ли.
  • Возраст и наличие водительских прав. В нашей компании курьерами работают только молодые люди.

Месяц у нас длится испытательный срок. В течение этого периода мы обращаем внимание на другие показатели курьеров:

  1. Как ведёт документы курьер? Всё ли и вовремя ли заполняется? Своевременно ли сдаются отчёты?
  2. Соблюдение поставленных графиков.
  3. Умение общаться с клиентами и получателями посылок.
  4. Обратная связь от клиентов и сотрудников. Если курьер грубит, нарушает правила, на него жалуются клиенты и сотрудники, то такой человек у нас не задерживается.

Система обучения и адаптации у нас тоже есть. Она позволяет новичку быстро влиться в дело и успешно выполнять свои задачи.

Отдельный разговор — это мотивация. Нам нужны целеустремленные люди, и их мы продвигаем на более высокие должности, если, конечно, есть стремление у сотрудника.

Основной принцип выстраивания отношений с курьерами, да и со всеми сотрудниками компании — это дать им понять, что они ценны и что их труд важен не только для компании, но и для клиентов и общества. И самое главное — не просто дать понять, а день за днём доказывать это на деле.

Как выстраивать рекламу и маркетинг?

На начальном этапе лучше сконцентрироваться на привлечении и высококачественном обслуживании N-ного количества первых клиентов. Я бы рекомендовал начать с 200 клиентов. Такой подход позволит:

  1. выявить слабые места в вашем бизнесе и ликвидировать их,
  2. понять ожидания и потребности своих клиентов,
  3. на основе полученной обратной связи выстраивать дальше свою маркетинговую стратегию.

Каналы продвижения могут быть разными. Нужно учитывать специфику своей ниши и ориентироваться на клиентов.

Говорит Журабек Турдиев, директор BTS Express:

В нашем случае хорошо работает SEO, рассылка коммерческих предложений по организациям, сарафанное радио. Социальные сети мы в основном используем для сбора обратной связи.

В деле выбора канала продвижения нужно исходить из особенностей клиентов. А именно знать:

  • Через какие каналы коммуникации до них можно достучаться.
  • Через какие каналы уже ищут информацию о Вас потенциальные клиенты.

Место

Ниша и оказываемые услуги вашей курьерской службы играют основную роль при принятии решения о выборе места для размещения офиса и склада.

Например, доставка еды из ресторанов не требует наличия склада, т.к. посылка доставляется прямиком с кухни до получателя. Аналогичная ситуация при доставке посылок внутри города, т.к. доставка осуществляется в течение нескольких часов.

А вот в случае с междугородней доставкой наличие склада обязательно.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

При выборе места мы учитывали следующие критерии:

  • Удобное расположение для клиентов, т.к. часть наших клиентов приезжает в офис, чтобы отправить посылку. Также часть получателей забирает посылку из офиса. Это эконом-тариф с самовывозом с наших офисов. Главное, чтобы клиентам было удобно подъехать к нам, легко найти нас, и чтобы была парковка.
  • Близость аэропорта, т.к. посылки в отдалённые города для увеличения скорости доставки мы отправляем самолётом.

Достаточная площадь помещения для работы всех отделов (ресепшн, склад, администрация). Это касается только центрального офиса в Ташкенте. Офисы в регионах устроены проще

Документы

Курьерскую службу можно оформлять как ООО или ИП. ООО удобен следующим:

  • Инвесторы охотнее вкладывают деньги в дело, т.к. могут выступить соучредителями. Банки также охотнее выдают кредиты.
  • Больше доверия со стороны организаций. Имеет значение, если организации являются вашими потенциальными клиентами.

У ИП следующие преимущества:

  • Легко зарегистрировать.
  • Можно платить налоги по «упрощёнке». Налоговая отчётность проще.

Выбор организационно-правовой формы на усмотрение владельца бизнеса. Регистрация компании — один из самых простых этапов при открытии курьерской службы.

Чек-лист открытия

  • Анализ рынка (спрос, конкуренция, текущая ситуация).
  • Выбор ниши и оказываемых услуг.
  • Поиск и выбор помещения.
  • Заключение договора аренды.
  • Регистрация компании, постановка на учёт в налоговой службе.
  • Получение инвестиций.
  • Поиск поставщиков оборудования, мебели, транспорта (при необходимости).
  • Составление сметы ремонтно-отделочных работ.
  • Поиск строительной бригады, ремонтно-отделочные работы.
  • Заказ оборудования, мебели.
  • Монтаж и наладка оборудования, мебели.
  • Покупка транспорта (при необходимости).
  • Разработка рекламной кампании открытия и привлечения первых клиентов.
  • Поиск, отбор, первичное обучение, адаптация сотрудников (курьеры, сотрудники бэк-офиса, ресепшн).
  • Составление графика смен.
  • Праздничное открытие.
  • Привлечение первых клиентов.

Выгодно ли открывать

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть следующее:

  • Курьерская служба как бизнес — это долгосрочный бизнес-проект. Здесь не получится по-быстрому «сделать деньги». Как и заводы, курьерские службы дают отдачу не сразу, а через некоторое время. Начиная курьерский бизнес, нужно быть готовым к марафону, а не к спринтерскому забегу.
  • Многое зависит от выбранной ниши и оказываемых услуг, ситуации на рынке.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

Услуги вообще сами по себе редко бывают высокомаржинальным бизнесом, а при неблагоприятном раскладе (а сейчас именно такой) разница между тарифом и себестоимостью стремится к нулю. Увеличивать этот зазор очень сложно: поднять цену значит потерять клиентов, а уменьшить себестоимость очень сложно.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

Мы смогли выйти на операционную прибыль только на пятый год развития. До полной самоокупаемости есть ещё время. Вырученные деньги вкладываем в развитие. Курьерские службы — это долгоиграющий бизнес. Нужно обладать изрядным терпением, чтобы поднять такое предприятие.

Сезонность

Как и в ряде отраслей существует сезонность и в курьерском бизнесе. Она связана с периодом коммерческой активности населения перед знаковыми праздниками и другими событиями:

  • Новый Год
  • 23 февраля
  • 8 марта
  • Чёрная пятница и т.д.

Алексей Прыгин

заместитель генерального директора МаксиПост

Курьерский бизнес подвержен сезонности, которая напрямую зависит от всплеска продаж в интернет-магазинах. Самый горячий сезон для курьерских служб — это Новый год. Даже если вы целый год перебиваетесь от заказа к заказу, с конца ноября скучать не придётся. Наши люди никогда не перестанут закупать подарки к этому празднику, поэтому всегда есть шанс сделать хороший оборот за один месяц. Декабрь — это гарантированный заработок. А еще бывает 23 февраля, 8 марта, чёрные пятницы, киберпонедельники, подготовка к школе в августе и куча всевозможных более или менее успешных сезонов и распродаж, которые обеспечивают курьерам надежный доход.

Журабек Турдиев, директор BTS Express:

Сезонные колебания в нашем деле тоже есть. Больше всего отправок наблюдается в декабре-январе. Конец лета — начало осени тоже достаточно активный период — люди возвращаются из отпусков, начинается новый учебный год. Летом спрос немного падает, в остальное время всё относительно стабильно.

Факторы риска

В курьерском бизнесе есть несколько основных факторов риска:

  • Утрата, порча посылки или денег.
  • Риск, связанный с повсеместным демпингом цен на курьерские услуги.
  • Риск, связанный с региональными подрядчиками.
  • Риски, связанные с неэффективной логистикой.
  • «Слабые» программные инструменты учёта и контроля работы курьеров, склада.

Сергей Невзоров

сооснователь сервиса Департамент Логистики

При внедрении веб-сервиса «Департамент логистики» мы наблюдаем типичные ошибки организации и контроля бизнес-процесса:

  1. Логисты принимают решения на основе своей интуиции и опыта. При этом во главу угла ставятся требования, не относящиеся к бизнесу. Например: выбор машины для доставки на основе близости проживания водителя в ущерб наполненности кузова и оптимальности маршрута. Или принятие решений по принципу «удобно» / «неудобно»
  2. Отсутствие контроля курьеров на маршруте. В результате информацию об отклонениях руководство получает уже в виде претензий от клиентов.

Алексей Прыгин

заместитель генерального директора МаксиПост:

Нужно четко понимать, что курьерский бизнес работает не с посылками, а с людьми — все «завязано» на человеческий фактор, и притом с двух сторон — и на клиентов, и на собственных курьеров. А работа с людьми это всегда сложно.

Еще одна зона постоянного внимания — это ИТ, по мере наращивания новых сервисов, открытия новых филиалов, появления новых клиентов её нужно постоянно наращивать и совершенствовать. С самого начала нужно обеспечить себя надежным ИТ тылом. Ни один из бизнес-процессов не будет работать без правильного ПО. Это возможно только в случае минимальных объёмов. Если объёмы продаж планируются большими, без инвестиций в доработку или приобретение новой ИТ-системы вам не обойтись.

Финансовая модель курьерской службы
Шаблон финансовой модели, который вы легко сможете адаптировать под ваш город