Войти

Как открыть диагностический центр

1. С чего начать

Первый шаг — определиться, будете ли вы начинать собственный бизнес в лабораторной диагностике «с нуля» или работать по модели франчайзинга. Важное замечание: диагностический центр не выполняет исследования самостоятельно — для этого нужен полноценный лабораторный комплекс, открыть который самостоятельно начинающему предпринимателю вряд ли под силу. А вот открыть Центр, в котором будет осуществляться прием биоматериала на анализ, его передача в лабораторию и выдача результатов клиенту — вполне реально. В диагностическом центре также могут оказываться сопутствующие услуги: прием врачей, инструментальные исследования (УЗИ, например) и т.п.

Частная медицина — очень специфичный рынок, на котором без релевантного опыта и знаний удержаться крайне сложно. Если у вас нет медицинского образования и практики работы в государственном или частном медицинском учреждении — выбор очевиден: приобрести франшизу.

Дарья Горякина

заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»

Полезным для будущего предпринимателя будет посетить действующие диагностические центры, лучше всего — в роли клиента. Именно так можно получить полную картину о бизнесе, который вы планируете открыть.

Следующий шаг, который необходимо будет сделать в любом случае — открываете ли вы центр самостоятельно или по франшизе — найти помещение под диагностический центр.


Дарья Горякина

заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»

Место — один из ключевых факторов успеха диагностического центра. Правильный выбор позволит вам снизить затраты на рекламу, получить высокий пациентопоток, быстро выйти на окупаемость и возврат инвестиций.

Параллельно с поиском помещения можно начинать оформлять юридическое лицо (как правило, это ООО). Если вы открываете бизнес по франшизе, в это же время вам должны направить пакет документов (контракт коммерческой концессии и другие договоры и соглашения) на ознакомление.

2. Объем инвестиций

Конечная сумма инвестиций зависит от региона, в котором открывается Центр, а также того, планирует ли предприниматель ограничиться только услугами лабораторной диагностики или собирается вводить дополнительные виды медицинских услуг (прием врачей, инструментальные исследования и т.п.). В среднем это 3 — 3,5 млн. рублей, из них около 1,5 миллиона идет на оборудование, 1 миллион — на ремонт помещения, остальное — на сопутствующие расходы (юридические, рекламные и т.д.).

Помимо расходов на оборудование и материалы, необходимые непосредственно для оказания услуг, а также предусмотренные соответствующими стандартами и нормами (примерный список приводится ниже), следует запланировать и траты на мебель и технику для административно-бытовых помещений (стойка и рабочее место администратора, диван или кресла, плазменная панель, зеркало, детский уголок для зоны ожидания, диспенсеры и контейнеры для бахил, кулер для воды, стеллажи для биоматериала). Не забудьте также об оснащении помещения для персонала.

В случае, если в диагностическом центре предполагаются консультации специалистов, список оборудования, расходных материалов и мебели, а соответственно — и расходы — увеличатся.

Список оборудования диагностического центра (без кабинетов врачей):

Рабочее место администратора:

ПК с доступом к сети Интернет

Терминал для безналичного рассчета банковскими картами

Бактерицидная установка (с актуальными документами: сертификатом соответствия, регистрационным удостоверением, рабочей инструкцией)

Огнетушители

Кондиционер

Кассовый аппарат и кассовый ящик

Сканер штрих кодов с подставкой


Процедурный кабинет:

Раковина (двухчашная) с исправными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации и локтевым смесителем

Стол для забора крови

Кресло для пациента

Кушетка медицинская

Ширма медицинская

Стойка для инфузий

Шкаф медицинский

Холодильник (двухкамерный)

Термометр поверенный

Аппарат для измерения артериального давления (поверенный)

Бактерицидная установка

Стол инструментальный 2-х ярусный, передвижной (2 шт)

Стол письменный с обрабатываемой поверхностью

Стул с обрабатываемой поверхностью для медицинской сестры

Расходные материалы и инструменты

Штативы для пробирок пластиковые, гладкие (6 шт.)

Аптечки для неотложной и первой помощи, аптечка «Анти-СПИД»

Глюкометр, тест полоски, навеска глюкозы (при наличии ГТТ)


Санитарно-гигиеническая зона

2 туалета (при отсутствии лицензии на педиатрию и сестринское дело в педиатрии возможен один туалет)

Раковина

Резервное горячее водоснабжение в одном из туалетов)

3. Пошаговая инструкция

Представить процесс подготовки диагностического центра в виде четкой последовательной цепочки шагов довольно сложно — многие этапы пересекаются, совпадают, зависят от целого ряда факторов.

Условно подготовку к открытию диагностического центра можно разделить на следующие этапы:

  1. Согласование плана помещения, графика ремонтных работ, расстановки мебели и оборудования,
  2. Ремонт помещения, оснащение мебелью и оборудованием, заключение договоров с обслуживающими компаниями,
  3. Заказ всех расходных материалов,
  4. Получение санитарно-эпидемиологического заключения,
  5. Разработка и запуск рекламной кампании, в т.ч. планирование промо-акций к открытию, изготовление и установка внешних носителей, печать полиграфических материалов, взаимодействие с местными СМИ,
  6. Поиск и найм персонала,
  7. Закупка и установка оргтехники, ПО, кассы,
  8. Старт реализации всех маркетинговых и рекламных активностей,
  9. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности,
  10. Обучение персонала,
  11. Проверка готовности Центра к открытию,
  12. Открытие Центра.

4. Место

Обратите внимание, насколько населен район, в котором вы планируете открываться, есть ли поблизости остановки общественного транспорта, государственные поликлиники или больницы, частные медицинские центры, удобно ли будет посещать ваш центр клиентам с детскими колясками и людям с ограниченными возможностями.

Если говорить о близости к другим медицинским учреждениям, хорошо, если в пешей доступности будут взрослые и детские поликлиники, женские консультации — там, где, как правило, пациенты гарантированно нуждаются в различных видах исследований, которые не всегда можно получить на месте, либо существуют другие ограничения (предварительная запись, очереди, недостаточно высокое качество услуг).

Присутствие поблизости конкурента — не всегда отрицательный фактор. При правильно выстроенной маркетинговой стратегии он может, наоборот, стать преимуществом. По сути, конкурент уже сделал за вас основную часть работы по привлечению пациентов — они знают, что в этом районе можно пройти исследования, и ваша задача — убедить их сделать выбор в вашу пользу.

Рекомендуемый алгоритм выбора локации:

  • выбираем район населенного пункта,
  • составляем список конкурентов и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), действующих в населенном пункте,
  • анализируем ЛПУ,
  • анализируем конкурентов,
  • замеряем их проходимость,
  • «примеряем» относительно конкурентов две стратегии: наилучшая локация в районе и локация «на потоке» у конкурентов,
  • находим несколько подходящих локаций,
  • оцениваем возможность размещения рекламы,
  • выбираем лучший вариант.

5. Документы

В первую очередь необходимо собрать пакет документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ). Оно проходит в два этапа:

  • Выдача Акта (экспертного заключения) соответствия указанным видам деятельности (выдается после выездной проверки, максимальный срок рассмотрения — 30 дней);
  • Выдача непосредственно самого СЭЗ, для которого необходимо предъявить:

— акт (экспертное заключение), о котором шла речь в предыдущем пункте;

— заявление о выдаче СЭЗ (максимальный срок рассмотрения — 60 дней).

К моменту получения СЭЗ у вас на руках уже должен быть еще один пакет документов — для лицензирования. Лицензии медицинским организациям выдает министерство (или комитет, департамент и т.п. — в зависимости от местонахождения) здравоохранения субъекта РФ.

Для получения лицензии необходимо предоставить:

— заявление;
— решение об избрании директора (генерального директора);
— свидетельство о госрегистрации;
— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
— уведомление о присвоении статистических кодов;
— выписку из ЕГРЮЛ;
— договор аренды/ свидетельство о праве собственности;
— план помещения (ПИБ, БТИ);
— СЭЗ;
— документы, подтверждающие квалификацию персонала;
— накладные на приобретенную медтехнику;
— договор на обслуживание медтехники (а также лицензия обслуживающей организации);
— платежное поручение об уплате госпошлины за выдачу лицензии (с отметкой банка);
— доверенность на лицо, подающее документы на лицензирование.

Стандартный срок рассмотрения заявления — 45 дней.

6. Чек-лист открытия

  • Поиск помещения под ДЦ;
  • Оформление юридического лица;
  • Заключение договора аренды;
  • Подписание пакета документов на франшизу с правообладателем (если Центр открывается по франшизе);
  • Сбор документов для получения санитарно-эпидемиологического заключения(СЭЗ);
  • Ремонт, оснащение оборудованием и мебелью;
  • Заказ оргтехники, ПО, кассы;
  • Регистрация и заключение договора на контрольно-кассовый аппарат;
  • Подбор и утверждение персонала;
  • Подача документов на получение лицензии;
  • Формирование окончательного прейскуранта;
  • Формирование логистической схемы;
  • Заказ расходного материала;
  • Проверка соответствия требованиям противопожарной безопасности;
  • Получение лицензии;
  • Формирование и запуск рекламной кампании;
  • Обучение персонала;
  • Открытие диагностического центра.

7. Выгодно ли открывать

О том, насколько выгоден бизнес в сфере лабораторной диагностики, говорит тот факт, что это один из немногих рынков, объемы которого продолжают расти даже во время кризиса. Снижение доступности бесплатной медицинской помощи и желание получить более качественные услуги по диагностике и лечению в комфортных условиях и без ожидания обеспечивают частным Центрам стабильный пациентопоток.

Однако, и в этой, на первый взгляд, гарантированно пользующейся спросом деятельности, есть свои подводные камни: выбор локации, взаимодействие с врачами медицинских учреждений в городе, подбор собственных врачей, мотивация персонала, стратегия по привлечению и удержанию клиентов. А если вы работаете в одиночку — еще и целый ряд нюансов, связанных с поиском партнера, которому вы будете передавать на исследование биоматериал, логистикой, закупкой расходных материалов, выбором и установкой специального ПО и т.п. Немаловажным условием для успеха бизнеса является также наличие бизнес-плана, предусматривающего как реалистичный, так и пессимистичный сценарий.

8. Открыть по франшизе


Если вы открываете диагностический центр по франшизе — как выбрать партнера

Дарья Горякина

заместитель генерального директора по коммерции «Лабораторной службы Хеликс»

  1. Знакомство. Разговор с представителем франчайзора — важный этап для принятия окончательного решения. Обратите внимание на готовность менеджера отвечать на ваши вопросы, полноту предоставляемой им информации, реальность перспектив вашего будущего бизнеса. Не бойтесь показаться непрофессионалом, уточняйте неясные моменты, задавайте дополнительные вопросы, запросите документы или материалы, если что-то вызвало у вас сомнения.
  2. Договор. Одна из типичных ошибок многих начинающих предпринимателей — пренебрегать тщательным изучением условий партнерства, прописанных в договоре. Обязательно в деталях ознакомьтесь с документами от франчайзора. Особое внимание уделите пунктам о проверках со стороны франчайзора, санкциях за нарушения его требований и условиям выхода из бизнеса. Еще один важный момент — регистрация контракта коммерческой концессии в Роспатенте. Она гарантирует юридическую защиту как одной, так и другой стороне в случае возникновения конфликтов, которые не удается решить в процессе переговоров. Надежные компании, дорожащие своей репутацией и заботящиеся о партнерах, берут регистрацию договора на себя. Подписывая незарегистрированный договор, франчайзи очень рискует, поскольку такой документ не имеет никакой юридической силы, и франшиза в любой момент может быть отозвана.
  3. Консультационная поддержка. Узнайте, в каком объеме франчайзор готов оказывать вам помощь на этапе открытия бизнеса и после него. Хорошо, если за вами будет закреплен персональный менеджер, который примет участие в подборе кадров, порекомендует наиболее эффективные инструменты развития бизнеса с точки зрения маркетинга, рекламы, работы с медицинским сообществом и окажет другую консультационную поддержку. В «Хеликс» в помощь франчайзи действует специальная школа, на занятиях которой каждый из этапов подробно объясняется сотрудниками компании.
  4. Готовые модели. Запросите у франчайзора финансовую модель развития розничной точки и ключевые показатели для региона, схожего с вашим. В «Хеликс» партнерам предоставляется модель-калькулятор для расчета затрат, динамики выручки, чистой прибыли и прогнозируемой рентабельности.


Если вы выбрали надежного франчайзора с большим опытом работы на рынке и ответственным отношением к своим партнерам и будете следовать полученной от него модели — уже не раз реализованной на практике, учитывающей особенности региона и отрасли — прибыль и быстрый возврат инвестиций не заставят себя ждать.