БИБОСС
Войти

Назло «Пятерочке». Новосибирская сеть супермаркетов со своими продуктами собралась в Москву — чем она будет брать столицу

Представитель франшизы
Дмитрий Бондин

Награды франшизы

Дмитрий Бондин
04.04.2024


Магазины новосибирской сети «Фермер-Центр.РФ» (ФЦ) в прошлом году появились в Красноярске (работает 3 точки) и Омске (4). Такая экспансия выглядела бы заметным событием и в самые лучшие годы новосибирского ритейла (до Красноярска, например, так и не добралась ни одна новосибирская сеть). Но сейчас, когда новосибирский рынок практически полностью подмяли под себя крупные торговые сети из других регионов, появление новосибирских магазинов выглядит и вовсе сенсацией.

В этом году ФЦ решил пойти еще дальше. Руководитель компании «Фермер-Центр франчайзинг» Илья Сухарев заявил о планах выхода на столичный рынок. Магазины сети должны появиться в этом году в районе, ограниченном Алтуфьевским шоссе на Севере и Можайским на Западе, там, где у компании будет находиться распределительный центр.

Первый магазин под названием «Фермер-Центр.РФ» (ФЦ) открылся в ноябре 2016 года на Державина, 1 вместе с еще шестью торговыми точками разной направленности.  Изначальная идея состояла в том, чтобы создать некий аналог столичного проекта «ЛавкаЛавка», который не просто торговал бы фермерской продукцией, но смог создать целое сообщество, куда входили и поставщики, и покупатели. Так же как в «ЛавкеЛавке», в первом ФЦ посетителей встречали портреты фермеров, которые поставляли в магазин свои молоко, сыры, колбасы и т. д.

В нынешнем своем виде ФЦ делает упор на товары под собственной торговой маркой (СТМ), которые производят сторонние предприятия по прямым заказам компании. При этом низкими цены на СТМ назвать нельзя, они находятся на некоем среднем уровне по рынку. Но Сухарев и не претендует на то, чтобы предлагать самую низкую цену. В основе концепции лежит принцип «товар с качеством выше бренда, но с регулярной ценой бренда». Другими словами, сеть претендует на то, что предлагает, например, сметану чуть лучше (по собственным оценкам) условного «Простоквашино» и по цене, за которую такая сметана продается в сетевом супермаркете без скидок.

Наряду с СТМ на полках могут лежать товары каких-то других производителей. Но это будут, как правило, не очень известные локальные марки, выбранные исходя из оптимального соотношения цены и качества. Доля СТМ в разных категориях может варьироваться. Больше всего их в молочных продуктах и замороженных полуфабрикатах. Но под маркой ФЦ в магазинах сети может появиться любой продукт.

— Я уверен, что должно быть разделение. Производитель должен производить, а не ходить по магазинам, предлагая свой товар. У нас до сих пор маленькие производители пытаются создавать свой бренд и протискиваться с ним на рынок. Но ритейлу такой бренд не нужен. Нам нужен качественный продукт, за который мы бы могли сами ручаться. А продать его мы уже сможем, — говорит Сухарев.

Особенность ФЦ в том, что в этих магазинах можно встретить довольно неожиданные для обычной розницы продукты: муку амаранта, редкие суперострые соусы, крафтовое пиво, онигири (японский аналог сэндвича) и т. д. В общем, товары, которые вряд ли будут иметь какой-то массовый спрос, но у них есть свои покупатели, и они готовы будут идти в магазин специально. Так, по крайней мере, думают в самом «Фермер-Центре».

С точки зрения ассортимента и самого формата магазинов самый близкий аналог ФЦ на российском рынке — это столичная сеть «ВкусВилл» (ВВ). Там также сеть состоит из небольших торговых точек, для которых всегда можно найти место хоть на оживленной городской улице в центре, хоть в удаленном спальном районе. Во «ВкусВилле» основу ассортимента также составляют товары под собственной маркой, а сама сеть позиционирует себя как продавец если не каких-то особенных, то уж точно специально выбранных продуктов.

Илья Сухарев соглашается с тем, что «ВкусВилл» и «Фермер-Центр» относятся к одному типу магазинов (монобренда), и считает, он позволяет удержаться на рынке даже небольшим локальным игрокам. Ритейлера не заботит даже выход на рынок новых дискаунтеров, которые в состоянии предложить более низкие цены, чем даже сети вроде «Пятерочки» и «Магнита». По его мнению, новые магазины будут скорее конкурировать с обычными супермаркетами и гипермаркетами, поскольку все они торгуют примерно одними и теми же товарами.

— В дискаунтере кефир какой-то марки может быть дешевле, чем в «Пятерочке». А нашего кефира нет нигде, кроме наших магазинов.