Войти

Александр Сысоев

Как, начав с чердака в новосибирском институте, охватить всю страну бесплатной геоинформационной системой, «сделать» Google и Яндекс и продавать рекламу на 4 млрд рублей в год? У основателя и владельца «2ГИС» Александра Сысоева совет один: «Бери и делай!»

Моя история — это история классического стартапа, как в Штатах, из гаража. Только у нас был чердак.

Разработкой ГИС я начал заниматься в 1994 году в компании «Техноград». ГИС тогда расшифровывали как «графическая информационная система», а не геоинформационная, как подразумевается сейчас. «Техноград» располагался на чердаке 2-го корпуса Новосибирского электротехнического института, где я учился. Наша история идёт еще с советских времен, когда началось кооперативное движение. Мы регистрировали первые юрлица. Сидели под крылом кафедры автоматики и телемеханики. Я после окончания института остался на кафедре и занимался системами автоматизации обучения. Сейчас все привыкли пользоваться PowerPoint, а тогда мы делали подобную программу на компьютерах а-ля Электроника-60. Еще занимались системами автоматизированного проектирования, это микросхемы, программаторы. В 1994 году я создал свою компанию «Техноград+», мы под заказ сделали для Новосибирской ГТС карту телефонных сетей в электронном виде. Так и возникла идея делать подобные карты для других предприятий, размещая справочную информацию на цифровой схеме города. Записывали на диски, которые продавали всем желающим.

Идея продавать рекламу в продукте, а не сам продукт, пришла мне в голову после дефолта 1998 года.

Прежде у нас было 15 клиентов, которые платили по 500$ за установку программы на один компьютер, а после дефолта не осталось ни одного. В тот момент мне не у кого было спросить совета, я сам с собой советовался... У нас на руках были технологии, мы умели делать графические, а потом географические системы. На постсоветском пространстве был информационный голод (и я, кстати, утверждаю, что в мире он до сих пор продолжается!), у всех перед глазами были толстые телефонные справочники типа «Желтых страниц», появившиеся во множестве рекламные газеты... Мы выпустили промо-тираж «План-схемы Новосибирска» — первой электронной карты на основе профессиональной ГИС Lordview.

Первая реклама появилась у нас в продукте в результате совместной работы с газетой «Стройка». Она была действительно очень мощной в тот момент. Я попросил своих коллег примерно по прайсу оценить, какой объем рекламы крутится в этом издании. Это стало неким ориентиром. Фактически тогда мы просто открыли новый рынок — рынок рекламы в геоинформационных сервисах.

Практически все члены моей семьи поработали в «2ГИС». Родной брат Владислав создавал первый цифровой план города и картографические технологии. Жена Марина лично объездила Новосибирск, выверяя этот план на местности. А еще она разработала рубрикатор для нашего справочника, создала информационный отдел и заложила основы корпоративной культуры компании. Сын Дмитрий организовал наш собственный R&D. Его жена Юлия заложила основы маркетинга в компании.

У нас было много коммерчески успешных семейных проектов. Например, швейная фабрика. Оба проекта появились параллельно, в январе 1999 года: швейная фабрика и 2ГИС. Мы даже финансировали другие проекты со средств, полученных из швейной фабрики. Она появилась в середине 90-х, во времена челночной экономики «купи-продай». Я лично ездил за товаром в Варшаву. Прилетал в 6 утра, ехал на барахолку, продавал, оставлял товар, в 2 часа дня ехал на свой чердак. Открыли направление торговых поставок из Киргизии, возили мужские брюки. У нас была большая оптовая сеть. В 1998 году, когда резко взлетел курс валюты, поставлять из-за рубежа стало невыгодно, а наработанная сеть осталась без товара. Тогда мы организовали свое производство мужских брюк и костюмов. Вот так, с одной стороны, у меня несколько лет были наработки программного продукта, а с другой  коммерческий опыт. Сейчас рынок изменился, многие швейные фабрики не пережили кризис, нашу тоже пришлось закрыть пару лет назад. Осталась небольшая команда, которая работает в формате швейного ателье. Возможно, я что-то сделал неправильно. Знаю ряд швейных предприятий, которые живут и здравствуют до сих пор.

С известными поисковыми системами от Яндекса, Google у нас разные цели и задачи. Основная задача поисковой машины  поиск в Интернете. А мы — про локальный поиск. Термин local search в мире появился относительно недавно. Запустились картографические сервисы при поисковых машинах  у Google, Яндекса. Они изначально создавались для привлечения внимания к бренду, не для заработка. И большие поисковики в части local search, на самом деле, учатся у нас, а не мы у них. Мы активно общались и общаемся с Яндексом, и в штаб-квартиру Google ездили — мы видим, как поисковые гиганты используют наши подходы, и, конечно, тоже держим руку на пульсе их разработок.

Поисковая машина — для того, чтобы найти рецепт пиццы. А local search — найти, где эту пиццу продают, и пойти поесть. Это две разные потребности. Понятно, что любая большая система хочет поглотить всё и не отпускать. Поэтому поисковики тоже двинулись в направлении local search, точно также, как туда двигаются и соцсети.

Сколько людей всерьез пользуются Google Maps? На территории России количество пользователей сервиса относительно небольшое, потому что найти актуальную информацию об организациях там практически невозможно. Точнее, в том объеме, который предоставляем мы, и который адекватно описывает окружающую действительность. В основном, пользователи Google Maps — это фанаты именно Google. Как и в случае с Яндексом, есть пользователи, которые работают с разными его сервисами и среди карт тоже отдают предпочтение более привычным. Да, Яндекс, вступив с нами в конкуренцию, сильно подтянул качество данных, например, по Москве. Но это, в первую очередь, из-за конкуренции с нами, а не с Google.

Что происходит с аудиторией. Если бы у нас все было плохо, то мы бы теряли аудиторию, страдали и мучились. Но этого не происходит — наша аудитория растет постоянно и непрерывно. За последний год — с сентября 2016 по сентябрь 2017 года — аудитория 2ГИС выросла почти на 20%. Сейчас у сервиса более 33 млн пользователей в месяц.

Самый сложный рынок для нас — Москва. В столицу мы пришли только в 2011 году, когда уже охватили все крупные города России. Конечно, привлечь к продукту москвичей, почти два поколения которых выросло на слове «Яндекс», сложно. Но это просто задача. Люди читают отзывы, пробуют пользоваться и многие из них понимают — да, это действительно удобно. Тем более, что 2ГИС традиционно отличается качеством данных.

В городах-миллионниках у нас свои собственные филиалы. Политика крайне простая: в самых крупных городах мы открываем филиалы, а в городах поменьше  работаем с франчайзи-партнерами. Исключение только в Ростове-на-Дону, Воронеже и Волгограде — эти города мы отдали партнерам.

Купить нас предлагали не раз, эти разговоры идут много лет. У 2ГИС — работающая модель бизнеса, которую можно запускать в других странах. В России осталось немного городов, где можно начать проект. Неудивительно, что периодически появляются предложения о продаже бизнеса, но пока я не вижу интересных вариантов, кроме инвестиционных. Как вы знаете, в 2015 году мы привлекли инвестиции известных фондов венчурного капитала.

Наша миссия — помогать жить в городе.

Наши технологии могут приносить пользу людям во всем мире. К счастью или к сожалению, но пока гиганты так, как мы, не умеют. У нас есть ключевое отличие от их систем, это  гиперлокальный сбор данных, в основе которого высокоавтоматизированный труд человека. Он дает то качество данных, которое недоступно системам, изначально построенным на машинных алгоритмах. Безусловно, мы и сами создаем и развиваем алгоритмы, инструменты с использованием искусственного интеллекта, но в сборе данных решающее слово за человеком.

В следующем году мы планируем сделать единую карту России, чтобы дать возможность пользователям ездить с 2ГИС между городами. Будем показывать и поля, и леса, и все населенные пункты, конечно. В онлайн-версии на 2gis.ru и сейчас можно видеть территорию между охваченными нами городами — мы показываем ее, используя данные OpenStreetMap. В будущем сделаем свое покрытие, начнем с федеральных трасс, а дальше будем добавлять детализацию.

Осенью 2016 года мы запустили навигатор. Он доступен в 2ГИС, но пока полезен только внутри городов, из Москвы в Петербург, например, с ним не доедешь. На следующий год будет можно. Наша стратегия крайне проста. Я называю ее «булочка с изюмом». Вся страна — это булочка, а самое сладкое и вкусное — города. В городах максимальная концентрация бизнесов и самые сильные рекламные рынки. Благодаря геоконтекстной рекламе городских бизнесов мы делаем бесплатный для пользователей сервис. Создать хороший навигатор — история довольно затратная, но при этом на них никто серьезно не зарабатывает. Ни Яндекс, ни Google. Делаются только достаточно робкие и, на мой взгляд, пока неуклюжие попытки хоть как-то монетизировать навигатор. Наша сфера влияния — помочь выбрать компанию. И доехать до нее оптимальным маршрутом. Таким образом, навигатор — лишь часть сценария использования 2ГИС.

Мы движемся в сторону развития «2ГИС» как поисковика. Если раньше мы были структурированной базой данных, в которой для поиска нужно тщательно заполнять поля, то сейчас всё так же, как в поисковых сервисах  задаем вопрос в одной строке на естественном языке. Но мы работаем с другими массивами информации — например, организациями, адресами, маршрутами. Алгоритмы похожи, безусловно, но мы не будем типичным поисковым сервисом — мы концентрируемся на local search. Помогаем решать конкретные вопросы в городе.

Управлять компанией я учился методом проб и ошибок.

И скажу, что управлять пятью сотрудниками и пятью тысячами можно абсолютно одинаково. Потому что никто впрямую пятью тысячами не управляет. Здесь самое главное — команда. Про важность построения отличной команды на всех уровнях компании написано множество книг. Я подтверждаю — это критически важно, и сейчас у нас великолепная команда!

Бывают непопулярные решения, например, в 2009 году было уволено 95% управленческого персонала компании. Это произошло потому, что компания росла быстрее менеджмента, и кризис тех лет обнажил эту проблему. Компанию покинули практически все руководители во всех городах, все директора филиалов и львиная доля директоров департаментов управляющей компании. Конечно, это не сразу все происходило, step by step. Но кризис есть кризис.

Я фанат активного спорта. В том числе горных лыж. Я поставил на лыжи свою семью и всю компанию, когда она была маленькая. Недалеко от Новосибирска расположены горнолыжные комплексы: в Шерегеше, на Алтае. Когда в компании работало человек шеcтьдесят, мы старались выезжать все. Я лично руководил поездками с супругой и сыном. Но когда компания стала больше, это стало нереально, хотя многие команды и сегодня вместе выезжают кататься. Я продолжаю до сих пор активно кататься на лыжах, учусь. Всегда рекомендую школу SnowPro, они меня переучили кататься современно. Сейчас я ушел с трасс во фрирайд. Раньше занимался и большим теннисом, и виндсерфингом, и дайвингом, но сейчас это всё «съели» кони — теперь я активно занимаюсь конным спортом. У нас с супругой пять своих лошадей, а еще мы спонсируем конно-спортивный клуб хорошего уровня, он уже занимает первые места в Сибирском федеральном округе в соревнованиях по конкуру и выездке. Я очень люблю после работы галопом проскакать по окрестным полям.

Ричард Брэнсон сказал: «К черту всё. Берись и делай»! Это очень близко мне по духу, по стилю. Человек всё делал методом проб и ошибок. Просто была некая уверенность и здоровая доля авантюризма. К черту все. Берись и делай! Вот хорошая практика, ничто ее не заменит!

КНИГИ

  • Тони Шей, «Доставляя счастье. От 0 до миллиарда».
  • Джим Коллинз, «От хорошего к великому», «Великие по собственному выбору».
  • Максим Батырев, «45 татуировок продавана».

СПРАВКА

Александр Сысоев родился 27 июня 1961 года на Украине. В 1983 году окончил факультет автоматики и вычислительной техники Новосибирского электротехнического института (нынешний Новосибирский государственный технический университет). Окончив институт, до 1995 года работал научным сотрудником на кафедре автоматики. Там же при участии Александра Сысоева было создано частное предприятие по разработке систем автоматического проектирования. Проект «ДубльГИС» появился в 1999 году. После ребрендинга в 2011 г. — 2ГИС. В настоящее время Александр — основной владелец и генеральный директор компании. В 2016 году суммарная выручка от размещения рекламы в 2ГИС составила 4,7 миллиарда рублей. Российский головной офис компании находится в Новосибирске.

Оцените статью
1
Полезно
3
Интересно
0
Средне
0
Плохо

Смотрите также

Трудности перевода Александра Лещинского

Трудности перевода Александра Лещинского

Как, не зная иностранных языков, открыть собственное переводческое агентство и расти быстрыми темпами на довольно непростом рынке.
Александр Смолин

Александр Смолин

Tele2: «Несмотря на то, что информацию можно получить онлайн, клиенты продолжают ходить в салоны связи»
Безотказный рецепт от гендиректора компании «Альфа-Строй ...

Безотказный рецепт от гендиректора компании «Альфа-Строй ПТФ» Александра Юхимука

Александр Юхимук рассказывает, как устроено производство роллетных систем для коммерческой недвижимости. 

Комментарии •1

Евгений Кузнецов

В настоящее время всегда пользуюсь программой "2ГИС" если нужно что то найти или куда то проехать. Мне она по душе. И только между городами пользуюсь "Яндексом". Навигатор в 2ГИС лично мне удобнее, чем в других картах.

Сообщение удалено

Нравится • 0
0
Не нравится • 0

Ответить

Пожаловаться на комментарий