Войти

Один пишем, два в уме

Признанные методы оценки действующих предприятий пали жертвой кризиса: владельцев активов, «забывающих» об элементарных правилах сложения и вычитания, с каждым днем становится все больше.

В период бурного роста цен на коммерческую недвижимость ведение производственного бизнеса на собственных площадях в Москве и ближайшем Подмосковье, а также в некоторых крупных городах практически потеряло экономический смысл. Доход, генерируемый такими производствами, оказывался ниже выручки от банальной сдачи квадратных метров в аренду. Но теперь картина поменялась с точностью до наоборот. Банки начали выбрасывать на рынок объекты, доставшиеся им в виде залогов по проблемным кредитам. Как следствие, цены на недвижимость упали, а ликвидность действующего бизнеса снова начинает определяться его способностью генерировать доход.

Не случайно владельцы пустующих помещений все чаще пытаются организовать хоть какой-нибудь бизнес, чтобы продать его вместе с недвижимостью. Однако для выхода на устойчивые показатели доходности требуется время, а деньги нужны прямо сейчас. В попытке повысить стоимость объектов «на бумаге» владельцы активов прибегают к самым разнообразным уловкам.

Одна из самых распространенных попыток «арифметического» увеличения цены выставляемых на продажу объектов сводится к простому сложению рыночной стоимости строений со стоимостью земельных участков, на которых они располагаются. С математикой в таких случаях все оказывается, как правило, в порядке. Но вот методика расчета стоимости в рамках хорошо известного затратного подхода — хромает. Во-первых, в процессе оценки объектов недвижимости следует учитывать лишь стоимость свободной (незастроенной) территории. Во-вторых, цена свободного участка в реальных сделках никогда не выводится «по аналогии», а вычисляется в рамках довольно сложного метода «парных продаж», дающего обычно куда меньшую итоговую сумму.

Еще одна разновидность «арифметического» способа повышения цены действующего бизнеса: к стоимости дисконтированного денежного потока владельцы, не моргнув, пытаются прибавить стоимость нематериальных активов — так называемого гудвилла. По сути, покупателю предлагается сложить «литры» с «километрами»!

Цифра, которую можно получить, используя метод дисконтирования денежных потоков в рамках доходного подхода, — это и есть стоимость бизнеса. Сумма же, полученная в результате применения метода избыточной прибыли в рамках затратного подхода, дает представление лишь о стоимости нематериального актива. Доходный подход автоматически учитывает «гудвилл». Между тем для получения реальной рыночной стоимости бизнеса в рамках затратного подхода необходимо суммировать стоимость нематериальных («гудвилл») и материальных активов. Окончательная стоимость объекта в таком случае определяется с помощью коэффициентов как средневзвешенная величина между стоимостью денежного потока и чистых активов общества. Так что «двойной счет», который предлагают вести сегодня многие продавцы готового бизнеса, как минимум некорректен.

В наиболее запущенных случаях, когда выставляемый на продажу имущественный комплекс оказывается обременен значительными обязательствами перед кредиторами, владельцы пытаются совершить преднамеренную «арифметическую ошибку»: сумма долга (пассив в чистом виде, учитываемый в управленческом балансе со знаком «минус») чудесным образом меняет знак и... прибавляется к стоимости имущественного комплекса! Делается это для того, чтобы не только расплатиться с кредиторами, но и заработать на сделке.

Стоит ли прибегать к подобным методам решения собственных проблем? Не уверен. Стратегия, связанная с поиском «богатых идиотов», не приводила к успеху и в тучные годы. Если владельцу срочно понадобились деньги, лучшее, что можно сделать, — это предложить скидку минимум в 25% от рыночной стоимости. Согласен, сегодня стало очень непросто корректно определить рыночную цену: утеряны устоявшиеся докризисные критерии, а нынешний тренд не поддается вычислению. Однако даже в таких условиях участники переговоров о купле-продаже действующего бизнеса имеют неплохой ориентир в виде реального спроса на аналогичные объекты. Но именно спроса, а не предложения!

Тем же, кто не испытывает срочной потребности в реализации активов, советую подождать с продажей до лучших времен.

Оцените статью
0
Полезно
0
Интересно
0
Средне
0
Плохо

Смотрите также

Как за два года создать успешную компанию, не имея бизнес...

Как за два года создать успешную компанию, не имея бизнес-опыта

О том, насколько сложно создавать бизнес с нуля, на какие мелочи надо непременно обратить внимание и каких ошибок можно избежать порталу БИБОСС рассказала Лариса Дмитриева, генеральный директор ком...
Отбить затраты на франшизу за два месяца невозможно?

Отбить затраты на франшизу за два месяца невозможно?

Отбить затраты на франшизу за два месяца невозможно? Возможно! «Физика Невозможного» вновь рушит все стереотипы и дает вам уникальную возможность собрать все сливки с приближающихся новогодних праз...
Франшиза проката инструментов

Франшиза проката инструментов

В период экономической нестабильности финансовое положение населения ухудшается и снижается его потребительская активность. Однако люди не ограничивают себя абсолютно во всем, а лишь ищут новые спо...
Франшиза магазина электроинструментов

Франшиза магазина электроинструментов

Почему компания "220 Вольт" номинирована на Всероссийскую франчайзинговую премию, и стоит ли проголосовать за эту франшизу?

Комментарии •0

Пожаловаться на комментарий