Войти

Гипермаркеты уходят в прошлое: как малому бизнесу заработать в новой ритейл-реальности

В российском продуктовом ритейле сохраняется тренд на переход от больших торговых пространств к форматам «у дома» и сервисам доставки. Это связано, в первую очередь, с изменением поведения потребителей.

Если в конце прошлого десятилетия в крупных городах семьи практически каждые выходные посещали крупные гипермаркеты, чтобы закупиться впрок, то сейчас фокус сместился на быстрые покупки рядом с домом и продуктовые дискаунтеры либо заказ продуктов на дом.

Аналитики Infoline подсчитали, что за 9 месяцев текущего года количество супермаркетов и гипермаркетов в стране снизилось на 1,4%. Закрылись 67 крупных магазинов, общая площадь которых составляла 185,2 тыс кв.м. На фоне нестабильной геополитической обстановки россияне стали больше экономить и отдавать предпочтение дискаунтерам. Доля жестких дискаунтеров за последние 8 лет увеличилась на 11,6%.

Примечательно, что открытие таких сетей часто совпадает с кризисами. Так, Светофор запустился в 2008 году, а Чижик — в 2020-м.

форматы магазинов в России

К «мягким» дискаунтерам относятся Пятёрочка Магнит, Дикси, Верный и другие подобные магазины с регулярными промоакциями. Такие сети чувствуют себя стабильно и активно развивают омниканальность: добавляют в офлайн-магазины отделы кулинарии и кофейные аппараты, открывают на кассе мини-ПВЗ для посылок и развивают онлайн-приложения и доставку.

Да, в своё время гипермаркеты привлекали покупателей отделами разнообразной готовой еды, широким ассортиментом, но сейчас все основные товары есть в магазинах у дома, а то, чего нет, можно заказать онлайн с доставкой от 15 минут.

Согласно данным АКОРТ, количество малых магазинов (площадью от 100 до 200 кв. метров) увеличилось за год на 15%, в то время как общая торговая площадь сократилась примерно на 1%.

В таких условиях открытие крупных супермаркетов и гипермаркетов становится нерентабельным. Площади существующих гигантов отдают под дарксторы для доставки и сортировочные центры маркетплейсов.

Причём эта динамика отмечается по всему миру. Даже такие гиганты, как Wallmart, заявляют о снижении прибыли.

Что это значит для бизнеса?

С одной стороны, смещение спроса потребителей в сторону мелких форматов «у дома» снижает порог входа в продуктовый ритейл. Не нужно арендовать огромные павильоны, для торговли достаточно небольшой площади. Можно сэкономить и на товаре — даже у крупных сетей происходит оптимизация ассортимента и отмечается интерес покупателей к недорогим товарам. Таким образом, у небольших локальных сетей появляется шанс забрать себе часть аудитории ритейл-гигантов. 

Вместе с тем, тренд на омниканальность заставляет ритейлеров тратить большие деньги на создание и развитие сайтов, приложений, сервисов доставки. Однако для малого бизнеса это не столько угроза, сколько стимул к развитию. Небольшие магазины могут успешно конкурировать за счёт гибкости и скорости внедрения новых решений. Например, можно объединяться со службами доставки, использовать готовые IT-платформы для онлайн-заказов или делать акцент на персональном сервисе и узнаваемом локальном бренде.

Ещё один вариант для такого бизнеса — франшиза. По всем прогнозам, спрос на маленькие магазины продолжит расти, и открытие такой точки по франчайзинговой модели может решить вопросы с узнаваемостью бренда и развитием онлайн-сервисов.

Выбрать подходящую франшизу в сфере продуктового ритейла или любой другой категории можно в каталоге БИБОСС.

Оцените статью
0
Полезно
0
Интересно
0
Средне
0
Плохо

Смотрите также

Какой бизнес открыть?

Какой бизнес открыть?

Рынок полон идеями для малого бизнеса, которые могут оказаться весьма перспективными в ближайшее время.
Как открыть свой бизнес с нуля?

Как открыть свой бизнес с нуля?

Итак, вы решились открыть свой бизнес. Но у Вас нет понимания, какой шаг сделать первым, а какой - вторым. БИБОСС подскажет, что необходимо сделать первым делом!
Как написать бизнес-план самостоятельно: пошаговая инстру...

Как написать бизнес-план самостоятельно: пошаговая инструкция

Если вы ни разу не писали бизнес-план – не страшно. В инструкции расскажем, как самому составить план с расчетами на свой бизнес – просто и доступно, шаг за шагом
X5 Retail Group ищет покупателя помещений гипермаркетов «...

X5 Retail Group ищет покупателя помещений гипермаркетов «Карусель»

Один из крупнейших ритейлеров страны Х5 выставил на продажу площади, на которых располагаются гипермаркеты сети «Карусель». Как сообщают источники на рынке коммерческой недвижимости, планируется пр...

Комментарии •0

Пожаловаться на комментарий