Рынок франчайзинга России «молодеет» вместе со всем бизнесом. Каталог франшиз БИБОСС, как и другие площадки по всей России, отмечает плавное увеличение числа заявок на франшизы от молодых предпринимателей в возрасте от 20 до 30 лет. В этом материале подробно разберем, почему зумеры приходят во франчайзинг и как это отразится на бизнесе в будущем.
Кто такие зумеры и почему их не любят работодатели
В последнее время интернет активно обсуждает поведение людей поколения Z. Дело в том, что молодые люди, родившиеся в 2000-х годах, сейчас заканчивают учебные заведения и выходят на работу. Многие работодатели уже бьют тревогу, представляя молодое поколение как инфантильных и безответственных людей, которые меняют по нескольку мест работы за год.
Зумеры — люди из поколения Z, родившиеся в 1997-2010-х годах и выросшие в эпоху смартфонов и социальных сетей.
Да, действительно, нынешняя молодежь существенно отличается от тех, кто вырос в 80-90-е годы. Поколение миллениалов могло всю жизнь проработать на одном заводе, не обращая внимания на собственное здоровье и условия труда. Зумеры совсем не такие, и не только в России.
Согласно исследованию Deloitte Global Gen Z & Millennial Survey 2024, которое охватило почти 23 тысячи респондентов из 44 стран, во главу угла молодые люди сейчас ставят баланс между работой и личной жизнью, собственное здоровье и экологические проблемы. Карьера перестает быть приоритетом для современного человека.
Зумеры в бизнесе: возможности и барьеры
По результатам опросов American Express и Justworks каждый второй зумер (50% и более) планирует открыть собственный бизнес. Предпринимательская жилка у молодежи заметна и в России.
Так, согласно данным gazeta.ru, на октябрь 2025 года в России зарегистрировано около 10 млн молодых предпринимателей и самозанятых в возрасте от 14 до 35 лет. Количество молодых людей до 25 лет, зарегистрировавших ИП — 2,7 млн человек, что в шесть раз превышает показатель 6-летней давности.
Государство старается поддерживать молодых предпринимателей профильными программами и разного рода грантами, бизнес-образование внедряется в школы, вузы и ссузы. Тем не менее, открыть своё дело, которое могло бы работать и приносить прибыль, непросто. Основные барьеры, встающие на пути у молодых предпринимателей:
Барьер | Суть проблемы |
Недостаток стартового капитала | У большинства зумеров нет накоплений, кредитной истории, а запуск даже малого бизнеса требует серьёзных вложений |
Отсутствие операционного опыта | Бухгалтерия, финмодель, налоги, закупки, документация — всё это новая территория, где каждая ошибка стоит денег |
Страх провала и публичности ошибки | Зумеры выросли в соцсетях, где всё на виду. Ошибка воспринимается не как «опыт», а как «позор», что тормозит старт. |
Низкая толерантность к длинным циклам и рутине | Сложнее держать фокус на долгой однообразной работе — интерес падает, если результат не виден сразу |
Перегруженность информацией | Слишком много источников и «советов», поэтому сложно выбрать стратегию и принять верное решение |
Зумеры в бизнесе: возможности и барьеры
Франшиза помогает молодым предпринимателям обходить типичные препятствия при запуске бизнеса. Она предоставляет готовую пошаговую модель работы. Новички получают поддержку наставника и обучение, что снижает риск ошибок. Финансовые показатели становятся более предсказуемыми, благодаря опыту и модели франчайзера. Кроме того, франшиза существенно ускоряет запуск бизнеса, что также важно для молодых людей, привыкших к быстрому ритму жизни и стремящихся получить желаемое как можно скорее.
Какие франшизы выбирают зумеры
Зумеры выбирают франшизы, которые сочетают цифровую составляющую, креативность и смысловую ценность. Особенно популярны франшизы в сфере IT-технологий, современных развлечений, сервисов и услуг, дополнительного образования, а также трендовые форматы в общепите. А вот, например, сложные производственные франшизы особым спросом не пользуются.
Молодые предприниматели ценят готовые модели с низким порогом входа, которые позволяют быстро начать без долгого цикла разработки. Важна гибкость и возможность участвовать в принятии решений, чтобы реализовывать собственные идеи и маркетинговые инициативы.
Таким образом, франшиза для поколения Z становится инструментом быстрого старта, минимизации рисков и сосредоточения на клиентской части бизнеса.
Франшиза – бизнес будущего?
Если тенденция интереса зумеров к франшизам сохранится, то в будущем это может повлиять и на франчайзинг, и на бизнес в целом.
Компании будут вынуждены создавать более технологичные модели, чтобы привлечь молодых предпринимателей. Появится больше инновационных и нишевых франшиз в digital‑сервисах, экологии и других трендовых направлениях.
В перспективе франшизы могут стать более гибкими, открывая возможности для креативности, где владельцы смогут внедрять свои идеи.
В таком случае бизнес станет быстрее, проще и более ориентированным на новые технологии и молодое поколение.
Комментарии •0