Войти

В поисках инноваций: мидл-менеджеры и их роль в инновационных процессах компании

В поисках инноваций: мидл-менеджеры и их роль в инновационных процессах компании

Как показывают исследования последних лет, менее 10% крупных российских корпораций занимаются развитием внутреннего предпринимательства. Между тем, международные эксперты указывают на то, что «уровень выживаемости» внутренних стартапов примерно в 4 раза выше, чем внешних. Откуда приходят эти внутреннии идеи, и кто является драйвером инноваций внутри компании? Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова рассказывает, как мидл-менеджеры корпораций могут сыграть существенную роль во внедрении принципиально новых бизнес-процессов.

Кто такие мидл-менеджеры и почему у них есть лидерский потенциал

Мидл-менеджеры — это промежуточная должность между сотрудниками начального и высшего уровня. Сотрудники младшего звена отчитываются перед мидл-менеджерами, а они, в свою очередь, отчитываются перед “топами”. Те, кто занимают руководящие должности среднего звена, как правило, являются связующей ступенью между своей командой и руководителями. Они несут ответственность за то, чтобы их сотрудники были осведомлены о целях компании и активно работали над их достижением, мидл-менеджеры обеспечивают соответствие рабочего процесса команды ожиданиям компании.

Если говорить о конкретных должностях, то это начальники отделов, руководители групп, заместители глав департаментов — те, кого можно назвать линейными и функциональными руководителями.

Благодаря мидл-менеджерам в компании можно выстроить полноценный процесс работы с инновациями, который будет больше поощрять людей мыслить и действовать инновационно. Новые идеи будут не складываться «в стол», а обсуждаться на различных уровнях организации, чтобы затем дорабатываться и внедряться в структуру компании. А больше идей означает больше потенциально эффективных инноваций, навигаторами которых и становятся мидл-менеджеры.

Ключевые характеристики мидл-менеджеров

Эксперты отмечают, что при участии мидл-менеджеров компании могут выстроить эффективную систему работы с инновациями. Это возможно благодаря тому, что мидл-менеджеры обладают рядом характеристик:

  • Ориентация на стратегическое планирование – мидл-менеджеры обычно мыслят широко и могут выходить за рамки привычных задач, а значит, формулировать перспективные направления для развития. 
  • Ориентация на клиента – мидл-менеджеры, являясь лидерами команды, тесно взаимодействуют с клиентами, знают их ожидания и потребности. Интересы клиента они ставят выше желания «понравиться» руководству собственной компании.
  • Создание атмосферы доверия – мидл-менеджеры знают, что рядовые сотрудники компаний могут быть источником прорывных идей. Именно поэтому они создают доверительную атмосферу, в которой работающие в компании люди готовы и хотят предлагать идеи. А сами они как лидеры инноваций вдохновляют подчиненных на продуктивную работу.
  • Грамотная презентация идей, необходимая для поиска единомышленников и формирования эффективной команды.
  • Выдвижение идей сверх плана и их достижение в том числе и за счет новых путей решения задач.
  • Искренность и прямота, позволяющие мидл-менеджерам давать честную и исчерпывающую обратную связь.

Инновационный стиль руководства

Мидл-менеджеры могут быть лидерами разного типа: продуктовыми инноваторами (знают, как изменить продукт, чтобы он удовлетворял запросам клиента), разработчиками возможностей (видят ресурс сотрудников и развивают его) или создателями нового бизнеса (находят совершенно новые возможности для роста бизнеса). Но, независимо от типа, им присущ особый стиль руководства, который называют инновационным. Для него характерны следующие черты:

  • Поддержка креативности в компании и формирование идеи.
  • Оценка идеи в дискуссии с сотрудниками и предоставление обратной связи.
  • Изучение всех аспектов идеи и оценка рисков.
  • Поощрение сотрудников к анализу процесса, чтобы минимизировать возможные негативные последствия.
  • Создание творческой обстановки для того, чтобы сотрудники продолжали генерировать идеи.
  • Поощрение сотрудничества членов команды, ведение дискуссии и выработка наилучших решений.
  • Формирование такой культуры, при которой процесс развития становится системным и регулярным.

Инновационным является не только стиль руководства мидл-менеджеров, но и мышление. От традиционного бизнес-мышления оно отличается опорой на интуицию, широтой (способностью выдвигать разные гипотезы), нацеленностью на улучшение и пониманием того, что даже ситуация неопределенности открывает возможности. Именно такой стиль мышления позволяет находить новые пути для внедрения перспективных идей.

Лидеры среди мидл-менеджмента: успешные кейсы

Ряд крупных компаний из разных отраслей экономики уже развивают потенциал мидл-менеджеров и внедряют их идеи. Приведем несколько примеров успешной работы в этом направлении.

Московский кредитный банк (МКБ)

Грамотная работа мидл-менеджеров позволила модернизировать мобильный банк МКБ. В 2018 году приложение банка замыкало второй десяток рейтинга ДБО (например, по версии Markswebb). Изменить ситуацию могло предоставление мидл-менеджменту, владеющему этим каналом, достаточной степени свободы на эксперимент и на радикальные изменения. Именно это, а также профессионализм мидл-менеджеров позволил приложению достигнуть 5-6 места в рейтингах 2020 года, а в 2021 году вывести его в тройку лидеров (категория «Цифровой офис» рейтинга Markswebb). Стратегическое решение касалось не модернизации мобильного банка, а предоставления инновационной свободы на эту модернизацию. По оценкам экспертов МКБ, именно это позволило успешно ее провести.

«Лента»

В начале каждого года компания организует встречи с мидл-менеджментом для понимания текущих и будущих потребностей внутренних бизнес-заказчиков компании. Центр инноваций ищет решения и возвращается с ними и рассчитанным бизнес-кейсом к заказчику. Далее совместно проводится пилот, и в случае его успеха начинается масштабирование проекта. Таким образом, менеджеры принимают участие во всем жизненном цикле инноваций: от формирования запроса на поиск до внедрения решения. А в рамках развития внутреннего предпринимательства мидл-менеджмент осуществляет экспертизу идей сотрудников и принимает решение о пилотах.

«Трубная металлургическая компания» (ТМК)

ТМК обеспечивает постоянное развитие профессиональных, управленческих и личностных компетенций сотрудников. В компании действует собственный Корпоративный университет TMK2U, ресурсы которого направлены на оценку и всестороннее развитие навыков и знаний в том числе мидл-менеджеров. Компания ищет наиболее успешные и нестандартные инструменты развития, которые соответствуют тенденциям времени. Например, в рамках управленческого кейс-клуба UniLeader управленцы под кураторством опытного тренера-модератора разбирают сложные кейсы из своей управленческой практики. Подобное обсуждение обезличенного кейса помогает каждому участнику с другой стороны посмотреть на проблему и увидеть нестандартные пути её решения.

Обучение и мотивация лидеров инноваций

В работе мидл-менеджеров есть ряд барьеров, которые могут препятствовать их развитию и реализации потенциала. Это фокусировка на краткосрочных задачах, страх сделать ошибку, склонность придерживаться уже апробированных и эффективных стратегий. Преодолеть их помогает в том числе обучение и овладение практиками инновационного развития.

  • Внутрикорпоративное обучение, образовательные тренинги.
  • Развитие гибких навыков, soft-skills, которые впоследствии помогают мидл-менеджерам во взаимодействии с коллегами.
  • Нетворкинг – внутренний или между компаниями, который помогает обменяться опытом работы.

Подробнее о роли мидл-менеджеров вы можете прочитать в отчете «Мидл-менеджеры как лидеры инноваций», подготовленном GenerationS. В нем подробно рассказано о преимуществах позиций мидл-менеджеров в компаниях, категориях лидеров инноваций, различных типах мышления (инновационном и бизнес-мышлении), о возможных барьерах, которые возникают на пути мидл-менеджеров, а также приведено больше корпоративных кейсов и мнения экспертов.

Оцените статью
3
Полезно
1
Интересно
0
Средне
1
Плохо

Смотрите также

В поисках бизнес-идеи: формула идеальной бизнес-идеи

В поисках бизнес-идеи: формула идеальной бизнес-идеи

Для многих поиск бизнес-идеи становится камнем преткновения. Казалось бы, идеи для бизнеса находятся под ногами, стоит только оглянуться вокруг. Однако не всё так просто как кажется на первый взгляд.
Let's go to TED: путеводитель по самой известной конферен...

Let's go to TED: путеводитель по самой известной конференции об инновациях

Самые блистательные деятели науки, искусства и техники в течение 18 минут представляют публике свои "Идеи, Достойные Распространения". Это TED.
Почувствуй себя в роли спецназа - новая франшиза LaserPro!

Почувствуй себя в роли спецназа - новая франшиза LaserPro!

Компания LaserPro открыла первый лазертаг-клуб в Ростове-на-Дону. Это "Полигон 61". На сегодняшний день, несмотря на обилие клубов, они остаются первыми. LaserPro - это больше 5 лет непрерывных час...
«Бизнес – не волшебство и не секреты фокусника». Наталья ...

«Бизнес – не волшебство и не секреты фокусника». Наталья Георгиева, директор проекта «Кроль»

Франшиза школ детского плавания «Кроль» появилась совсем недавно, но уже имеет статус крупнейшей в Европе. В интервью порталу БИБОСС руководитель проекта Наталья Георгиева рассказала, в чем секрет ...

Комментарии •0

Пожаловаться на комментарий