Войти

Франшизы и франчайзинг в Казахстане

ИНВИТРО СДЭК Додо Пицца World Class

Как известно, развитие франчайзинга началось в Европе, затем это направление получило широкое распространение в США, а сейчас эта система действует во всем мире и особенно активно в современных условиях используется в странах Азии, Восточной Европы, Южной Америки. Как отмечается в отчетах Международной ассоциации франчайзинга (IFA) рост промышленности по системе франчайзинга опережает экономический рост в целом и в перспективе такая тенденция, по их мнению, будет сохраняться.

В Казахстане франчайзинг начал активно развиваться ещё в советские времена. С тех пор десятки компаний внутри страны приобрели право на использование известных брендов. Если на рубеже 2014-2016 годов можно было обнаружить около 350 различных брендов из других стран, то сегодня этот показатель вырос почти в два раза. Важно отметить, что в Казахстане такой формат бизнеса получает поддержку не только со стороны специального фонда «Даму», но и законодательно.

Вообще, западные игроки редко напрямую заходят в страну, предпочитая действовать через свои российские или турецкие филиалы и предоставлять франшизу. Например, всемирно известная компания «Coca-Cola» вошла на рынок Казахстана через турецкого мастер-франчайзи, который имеет эксклюзивные права на франшизу на определенной территории. А популярная компания, производящая мороженое «Baskin Robbins» представлена в Казахстане через российского франчайзи, который выкупил права на торговую марку.

Стоит учесть, что крупные государственные, а также частные компании в республике предпочитают развивать собственную сеть представительств в регионах вместо внедрения франчайзинговой системы. Некоторым бизнесменам принципиально важно раскрутить компанию самостоятельно, без вмешательства представителей другой компании, имеющей определенный успех в этой области. Поэтому франчайзинг в Казахстане — это довольно амбициозное направление, но развивающееся намного медленнее, чем, например, в России.

Франшизный бизнес в Казахстане

В целом, примером успешной практики франчайзинга в этой стране можно назвать предпринимателя Камала Исабекова, который приобрел франшизу известного американского ювелирного бренда «Tiffany & Сo.» и успешно внедрил её на потребительский рынок Казахстана, добившись этим высокой эффективности.

Популярные отрасли франчайзинга в Казахстане

Многие предприниматели, которые решили заняться франчайзингом, ещё не сформировали понимание о том, как он устроен и какие именно обязательства сопряжены с этой формой бизнеса.

Так, на основе выбора большинства казахстанских предпринимателей, можно сделать вывод о том, что они заинтересованы преимущественно во франчайзинге, затрагивающем сервис, а именно:

  1. Быстрое питание. С учетом того, что ресторанный бизнес входит в тройку самых быстрорастущих услуг и всегда будут в приоритете у населения.
  2. Бутики одежды и обуви. Качественная и брендовая одежда, а также ювелирные украшения сейчас являются не менее востребованным запросом у жителей страны, поэтому товарный оборот в этой области растет все сильнее.
  3. Услуги для населения. Сюда входит множество подкатегорий, начиная с фитнес-центров, заканчивая автомобильным сервисом. Все это привлекательно и актуально для людей. Все компании, привлеченные из-за рубежа, дают казахстанцам новый опыт, который подкрепляет их интерес. В свою очередь для бизнесменов, работающих с франшизами, это лишний повод развиваться в этой области.
  4. Образование. В первую очередь, сюда входит все, что касается детей: детские сады, кружки, школы и прикладное образование. Все это притягивает к себе внимание среди населения, особенно среди молодых поколений, которые стремятся развивать детей разносторонне и по лучшим методикам. Но помимо детского образования, конечно, находится и такое, которое подойдет всем. Например, школы танцев, спортивные секции, различные курсы повышения квалификации т.д.

Вообще, для выбора подходящей франшизы важно обратиться к специализированным ассоциациям франчайзинга, которые предоставляют ценные ресурсы и поддержку для потенциальных предпринимателей.

В Казахстане существует тесное взаимодействие с российской и украинской ассоциациями франчайзинга, что обеспечивает обмен опытом и знаниями между различными странами. Кроме того, международные ассоциации предоставляют возможность ознакомиться с различными франшизами на специальных мероприятиях и выставках, что делает их ценным ресурсом для будущих франчайзи.

Но все же лучше не ограничиваться одними только ассоциациями. В поиске подходящей франшизы большую роль сыграет собственное исследование рынка и анализ франшизных предложений. Обзор отзывов и рейтингов компаний, проверка их репутации, каждое действие поможет получить более объективное представление о предлагаемых возможностях.

Общение с владельцами франшиз также станет хорошей возможностью получить более полное представление о работе и условиях франшизы, а также выяснить, насколько она соответствует вашим потребностям и ожиданиям.

Проведение маркетинговых исследований также играет важную роль в процессе выбора франшизы. Оценка местоположения, конкурентной среды и потенциальной прибыльности поможет сделать более обоснованный выбор и минимизировать риски. Таким образом, комбинация различных методов и подходов позволит выбрать наиболее подходящую и перспективную франшизу для вашего бизнеса.

Лучшие франшизные сети Казахстана

Конечно, помимо того, чтобы открывать бизнес по франшизе из-за рубежа, некоторые казахстанские предприниматели самостоятельно развивают свои проекты, впоследствии формируя франшизные сети. Вот несколько интересных примеров таких сетей:

1. Dolce Vita 

Казахстанская модельная школа, начавшая свой путь еще в 1998 году. На сегодняшний день, ее точки находятся в следующих странах: Республике Беларусь, России, Франции, США, Узбекистане, Киргизии. При этом школа не планирует останавливать свое распространение по другим странам, а наоборот, покорять все больше новых.

2. Bauyrdaq

популярная сеть быстрого питания, покорившая сердца всей республики и ее гостей. С 2021 года компания активно продает свои франшизы по стране и также не планирует останавливаться на этом.

3. Кренделия

самая вкусная пекарня из г. Павлодара, активно распространяющаяся по всей стране. Сейчас она покоряет весь Казахстан, уже добравшись и до Алматы.

4. Мадлен

небезызвестная кондитерская, чьи корни зародились в г. Шымкенте. Сейчас кондитерская активно растет и предлагает свежие бизнес-идеи, желая как можно дольше радовать клиентов различными десертами.

Франшизы российских сетей, открывшиеся в Казахстане

Франшизный бизнес в России, наоборот, очень широкий. Ежегодно владельцы бизнеса пытаются запустить и развить свою франчайзинговую сеть. Причем, некоторые из них настроены открывать свои точки не только в стране, но и за ее пределами. Ниже представлены лишь несколько сетей из тех, у кого это уже успешно получилось:

крупнейшая российская сеть частных медицинских клиник. Первая франшизная точка в Казахстане появилась 12 апреля 2014 года. Спустя почти 10 лет в стране находится 90 клиник в 5 городах.

один из самых узнаваемых брендов спортивных клубов на российском рынке. Начав свое развитие в 1990 году в Москве, на сегодняшний день имеет уже 18 собственных и 12 франчайзинговых клубов, 5 из которых расположены в 4-х казахстанских городах.

3. Booking Cat

первая российская сеть зоогостиниц, вышедшая за пределы страны. На данный момент у компании только одна франшизная точка в г.Алматы, но представители строят большие планы на будущее, связанные с увеличением числа зоогостиниц по франшизной модели.

самая известная российская сеть пиццерий, прославившаяся своим качеством и примечательным дизайном с птицей. Франшизная сеть пиццерии додо имеет уже около 1000 точек в 21 стране, включая Казахстан, где с 2015 года пиццерий уже более 50, а расположены они в 29 городах. 

самая быстрорастущая сеть транспортной компании в России. Эта курьерская служба быстро полюбилась людям за скорость и качественную доставку, а потому очень быстро получила призвание. Теперь транспортная компания известна во всем мире и имеет больше 1000 точек в своей франчайзинговой сети. В Казахстан она пришла аж в 2012 году и продолжает радовать жителей страны своими услугами, качество которых не изменилось.

Сравнение франчайзинговой политики России и Казахстана

Понятие «концессия» используется за рубежом для обозначения договора об эксклюзивной продаже товаров, где одной стороне предоставляется исключительное право на продажу товара, произведенного другой стороной.       

Соглашения о коммерческой концессии и комплексной предпринимательской лицензии, известной как франчайзинг, стали частью гражданских кодексов России и Казахстана примерно в одно и то же время, когда обе стороны не имели значителного опыта использования франшиз. 

Структура договора коммерческой концессии в России отличается от модели франчайзинга, закрепленной в законодательстве Казахстана. В ней более подробно анализируются объекты договора франчайзинга,  виды франчайзинга, права и обязанности сторон, а также вопросы ответственности.

Важно, что договор коммерческой концессии в России регулируется исключительно гражданским кодексом, в то время как в Казахстане помимо гражданского кодекса, он регулируется специальным законом «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)».  Законодательством РФ уже давно обсуждается необходимость принятия подобного специального закона о франчайзинге, поскольку разница во франчайзинговой политике между двумя странами сильно ощутима. 

Также стоит подметить, что отличительной особенностью казахстанского законодательства является отсутствие обязательства франчайзора информировать потребителей о правах на фирменное наименование, за исключением случаев, предусмотренных договором. Ввиду чего это позволяет франчайзи не только использовать фирменное наименование франчайзора, но и «включить» свое имя в него без открытого информирования потребителей о том, что тот начал обладать брендом.

В целом, как законодательство РФ, так и законодательство Республики Казахстан имеют свои недостатки. Например, существование специального закона без объемного анализа практики и экономических отношений в области франшиз порождает больше вопросов, чем дает ответов. В то же время в России до сих пор нет аналогичного закона, хотя опыта в ведении такой формы бизнеса больше в несколько раз. Но с учетом потенциала и дальнейшего развития франчайзинговых сетей в обеих странах, все может измениться в лучшую сторону.

Франчайзинг в Казахстане действительно является весьма амбициозным направлением, привлекая предпринимателей к внедрению брендов из множества областей, включая быстрое питание, розничную торговлю, различные услуги для населения и образование.

Возможно ли задуматься о более тесном сотрудничестве с Россией в этом направлении? Вполне себе. Сотрудничество с Россией может представить весомый интерес для казахстанских предпринимателей, которые предложат открыть несколько необычных точек фаст-фуда, например. В ответ на это, российские бизнесмены смогут расширить свои сети на территории Казахстана. В теории продав несколько франшиз какого-нибудь образовательного центра. Но перед этим необходимо тщательно изучить тенденции в обеих странах и разницу в законодательстве, чтобы избежать лишних проблем или неудач при расширении бизнеса на новом уровне.

Оцените статью
0
Полезно
0
Интересно
0
Средне
0
Плохо
Содержание

Смотрите также

Обзор рынка франшиз супермаркетов и гипермаркетов

Обзор рынка франшиз супермаркетов и гипермаркетов

Центр против регионов.
Розничная торговля сегодня является одним из самых динамично развивающихся секторов российской экономики.
Купить франшизу. Каталог франшиз со звёздными именами

Купить франшизу. Каталог франшиз со звёздными именами

Какую франшизу купить, чтобы руководителем был Костя Цзю или Роза Сябитова? БИБОСС даёт ответ.
Презентация франшизы

Презентация франшизы

Рассказываем, что такое презентация франшизы, и как ее правильно сделать. Даем примеры презентаций франшиз FIT SERVICE, Персона, Бэби-клуб, 360МАХ. Раскрываем нюансы презентации франшизы.
Франшизы и франчайзинг в Азербайджане

Франшизы и франчайзинг в Азербайджане

Откройте для себя потенциал франшиз в Азербайджане! Узнайте о вариантах инвестирования, туристических перспективах и особенностях экономики.

Комментарии •0

Пожаловаться на комментарий