Франшизы виртуальной реальности
Франшиза виртуальной реальности — это бизнес будущего, которое уже наступило. В последние годы аттракционы, кинотеатры, клубы, арены и парки виртуальной реальности активно открываются по всей стране. С развитием искусственного интеллекта у таких предприятий появились новые возможности роста - от персонализированных VR‑сессий до автоматизации управления и аналитики поведения посетителей. Успех франшизы в сфере VR-развлечений зависит от технологичности, постоянного обновления контента, качественного обучения персонала и высокого уровня сервиса для клиентов.
Франшиза виртуальной реальности
В последние несколько лет арены, клубы и аттракционы виртуальной реальности составляют успешную конкуренцию квестам, пейнтболу и прочим активным развлечениям, снискавшим популярность в 2000-2010-х годах. Детские праздники всё чаще отмечаются на VR-аттракционах, молодое поколение предпочитает проводить корпоративы на аренах виртуальной реальности. С ростом популярности увеличивается и ассортимент доступных игр, совершенствуется оборудование, открываются площадки новых форматов.
Рынок виртуальной реальности
Важно понимать, что к этому рынку относятся не только VR-развлечения. Инструменты виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности применяются в образовании, медицине, маркетинге и имеют в этих отраслях большой потенциал. Согласно отчету IMARC Group, общий объём мирового рынка VR технологий в 2024 году составил 15,9 млрд долларов с прогнозом роста до 89,5 млрд долларов к 2033 году.
Если говорить именно о VR-развлечениях (LBE-VR), то их рынок оценивается куда скромнее.
LBE-VR (Location-Based Entertainment VR) — это VR-развлечения, которые проходят на конкретной локации: в клубе, арене, парке или игровой зоне, где посетители используют VR‑оборудование на месте под управлением администратора (оператора). То есть это не домашний VR, где можно взять шлемы и джойстики напрокат, а интерактивный опыт, доступный только в специально оборудованном помещении.
По данным Cognitive Market Research (CMR) в 2025 году объём рынка VR-развлечений (клубы, арены, парки) во всё мире составляет 5,86 млрд долларов. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Германия. Российский рынок VR развлечений оценивается в 113 млн долларов.
При этом, если в конце прошлого десятилетия VR-клубы и, тем более, арены в России можно было встретить только в крупных городах, то сейчас такие заведения активно масштабируются в регионах. VR-аттракционом в небольшом местном ТЦ уже никого не удивишь, и этого удалось добиться во многом благодаря франшизам виртуальной реальности.
Франшизы виртуальной реальности
Сейчас по франшизе VR можно открыть и полномасштабный парк будущего на сотни квадратных метров, и небольшой аттракцион в торговом центре. Иногда обе возможности предоставляет одна и та же компания. Условно франшизы виртуальной реальности можно поделить на следующие форматы.
Сезонность в этом бизнесе присутствует, но разница не настолько выраженная, как, например, в летних пляжных развлечениях или горнолыжном бизнесе.
Уровень продаж тут скорее зависит от дня недели, чем от времени года. В выходные посетителей традиционно в разы больше, чем по будням. Всплески наблюдаются во время каникул и в период выпускных.
Особенности франшиз виртуальной реальности
Сфера VR — относительно новая и напрямую зависит от технического прогресса. Развитие высоких технологий дает новые возможности для роста, но вместе с тем заставляет бизнес постоянно совершенствоваться и обновлять оборудование и контент, чтобы идти в ногу со временем и оставаться актуальным для своих клиентов. Учитывая, что шлемы, контроллеры и другая техника производятся в основном иностранными компаниями, в условиях нестабильной геополитической обстановки для российского бизнеса регулярное обновление может быть затруднительным и затратным.
У крупных сетей, как правило, система модернизации уже отлажена. Готовые библиотеки контента составлены так, чтобы удовлетворить запросы клиентов сейчас и в ближайшем будущем. Такие компании под давлением конкуренции заранее заботятся о том, чтобы при выходе обновлений в числе первых добавить их в свой ассортимент.
Также франшиза решает и технические вопросы. При самостоятельном старте из-за недостатка опыта или в погоне за экономией предприниматель может выбрать программное обеспечение и VR-оборудование, которые будут несовместимы между собой. Такая ошибка может дорого обойтись. Франчайзоры предоставляют уже проверенное оборудование, помогают с настройкой системы.
Успех точки во многом зависит и от клиентского сервиса. Здесь важно не просто «включить игру», но и правильно проинструктировать гостей разных возрастов, помочь с экипировкой, ненавязчиво контролировать время сессии, не торопя гостей, но и не упуская выручку. Франшиза предполагает отлаженные процессы, которые учитывают все вышеперечисленные моменты.
Маркетинг, подстроенный под VR. Реклама высокотехнологичных развлечений должна быть соответствующей, и простые креативы, которые позволительны более традиционному бизнесу, здесь вряд ли будут работать. Крупные сети годами выстраивают маркетинговую стратегию, в которую, при открытии франшизы, просто «вписывают» новую точку и дают готовые инструменты для продвижения.
Всё это — плюсы открытия франшизы виртуальной реальности. Важно правильно выбрать компанию, которая ими обладает. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:
- Контент-апдейты — как часто обновляются игры и оборудование? Для клиентского потока, конечно, чем чаще — тем лучше, однако, нужно уточнить: потребуются ли дополнительные взносы за такие обновления.
- Права на контент — кому принадлежат лицензии на игры? Если франчайзеру — отлично. Если сторонней организации – стоит изучить договор и предусмотреть риски на случай, если он будет расторгнут.
- Источники выручки — что предлагать клиентам. Базовая версия – это когда клиент платит за час игры или игровую сессию. Однако, у крупных сетей есть различные предложения на любой случай — корпоративы, детские праздники, VR-шоу, турниры.
- Метрики загрузки — какая посещаемость является нормой для сети и обеспечивает заявленную выручку? Важно сравнить цифры в финансовой модели с реальными показателями действующих точек, а также с потенциалом локации, где планируется открытие.
- Адаптация под региональные особенности — хорошо, если франчайзор предлагает разные форматы, и новые партнеры могут выбрать «масштаб» бизнеса исходя из своего города/района. Важно понимать, что огромный VR-парк вряд ли быстро окупит себя в городе с населением в 15 тысяч человек.
Кстати, если вы задаетесь вопросом, какой бизнес можно открыть в небольшом населенном пункте — загляните в наш раздел с бизнес-идеями для маленьких городов.
Лучшие франшизы виртуальной реальности
Франшиз виртуальной реальности на рынке достаточно много. Однако, далеко не все из них качественные и прибыльные. Устаревшее оборудование, неактуальный контент, отсутствие выстроенной системы обучения и поддержки, сильно завышенная рентабельность — далеко не все «подводные камни», которые могут скрываться в заманчивых на первый взгляд предложениях.
Подробнее о том, как выбрать франшизу и на что обращать внимание при покупке — читайте здесь.
Ниже представлен обзор лучших предложений рынка франшиз виртуальной реальности. Это надежные компании, многие из которых имеют опыт не только на российском, но и международном рынке.
Международная сеть киберспортивных VR-арен родом из Екатеринбурга. Первая VR-арена была запущена в 2020 году, а сегодня сеть насчитывает около 300 филиалов в 17 странах мира. С 2023 года компания является резидентом «Сколково». WARPOINT создает не только уникальные VR-арены, но и собственные разработки, включая эксклюзивные игры.
Компания была основана в 2018 году, в настоящий момент по франшизе открыто более 400 точек по всему миру. Сегодня в России компания представлена под брендом «Другие миры». Новым партнерам предложено два формата: VR Arena MINI для установки в торговом центре или парке развлечений и полноценная VR-арена с отдельной лаундж-зоной.
Portal VR — сеть игровых клубов и арен, в которых клиентам предоставляется возможность получить качественный опыт виртуальной реальности по доступным ценам. Помимо организации собственных игровых арен, компания занимается разработкой игр, продажей оборудования и организацией выездных мероприятий.
WARSTATION — это сеть арен для командных и одиночных игр в VR. От конкурентов франшиза отличается отсутствием паушального взноса и роялти. Помимо стартовых инвестиций на ремонт помещения франчайзи оплачивают подписку на игровое время. Тарифы с пакетами минут рассчитаны на период от 6 месяцев до двух лет.
Сеть VR-арен со свободным перемещением была основана в 2021 году, а сегодня насчитывает более 350 клубов в 147 городах и 12 странах. Главная особенность компании — ставка на собственные VR-игры и технологии, которые востребованы даже у конкурентов. На старте франчайзи получает 26 эксклюзивных игр, и ежегодно добавляется еще 1–2 новинки.
WARPOINT и Another World входят в рейтинг ТОП-100 франшиз по версии БИБОСС, что является показателем качества и надежности компании.
ТОП-5 лучших франшиз виртуальной реальности
Название | Инвестиции | Окупаемость | Кол-во своих/франшизных точек |
от 4 млн руб. | от 10 месяцев | 12/288 | |
от 2,5 млн руб. | от 8 месяцев | 0/400+ | |
от 3,5 млн руб. | от 18 месяцев | 2/160 | |
от 2 млн руб. | от 9 месяцев | 1/150+ | |
от 3,5 млн руб | от 9 месяцев | 5/352 |
Примечание: данные основаны на открытых источниках, презентациях франшиз и общедоступной информации. Условия могут отличаться в зависимости от региона.
Как помогает франчайзор при открытии франшизы виртуальной реальности
Основное преимущество, которое может предоставить франчайзер при открытии VR-франшизы — это эксклюзивный контент. Крупные сети разрабатывают собственные игры и этим отличаются от конкурентов. На старте, такая «фишка», как качественный уникальный контент, ощутимо помогает франчайзи привлекать и удерживать клиентов.
WARSTATION, AVATAR ARENA и другие компании освобождают новых партнеров от паушального взноса и роялти. Да, при таком варианте сотрудничества франчайзи платят за подписку или лицензию, но тем не менее порог входа в бизнес на VR-развлечениях снижается.
Также франчайзеры, помимо игр и оборудования, предоставляют партнерам IT-решения, которые помогают в процессе бронирования и организации игр. Так, например, компания WARPOINT разработала целый набор IT-сервисов для своих франчайзи: warpoint booking, tournament bracket, warpoint battle.
Предоставление технической поддержки — ещё один важный пункт сотрудничества. Высокие технологии требуют обслуживания, а ещё иногда случаются поломки. Специалисты управляющей компании консультируют франчайзера, дают инструкции по устранению неисправностей.
Маркетинговая поддержка — франчайзеры предоставляют готовые макеты, фото и видео для продвижения в социальных сетях. Кроме того, некоторые компании выпускают собственный мерч и аксессуары, которые становятся дополнительным источником дохода.
Заключение
VR-развлечения перестали быть экзотикой для людей. Клубы, арены и парки становятся привычным местом для отдыха и проведения мероприятий: как личных праздников, так и корпоративов. При этом рынок активно развивается и предлагает клиентам всё больше форматов: улучшаются сценарии, повышается качество графики в играх, аппаратура становится менее объёмной — словом, делается всё для того, чтобы такой вид досуга стал удобным и доступным для каждого человека, независимо от возраста. Качество и уникальность контента, а также технологичность — главные конкурентные преимущества в этой сфере.
Компании, покорившие большие города, выходят в регионы, где ещё нет перенасыщения подобными развлечениями. Практически все крупные сети в ближайшие годы планируют масштабироваться, в том числе в небольших городах. Для этого создаются новые форматы локаций, VR комбинируют с кино, картингом и другими развлечениями.
В настоящее время в тех регионах, где рынок еще не насытился VR-развлечениями, у предпринимателей ещё есть возможность занять перспективную нишу. В мегаполисах конкуренция намного серьезнее — здесь придется удивлять эксклюзивным контентом, предлагать клиентам более выгодные условия, сотрудничать с заведениями из смежных сфер.
Открытие под известным брендом и в том, и в другом случае сделает старт намного эффективнее и быстрее.
Отзывы о франшизах виртуальной реальности
Учалы
Бизнес идея для маленького города. Как заработать в регионе?
В этом выпуске мы отправились в город Учалы с населением всего 37 тысяч человек, чтобы рассказать вдохновляющую историю Вадима — нашего франчайзи, который решился на всё: продал квартиру, вложил деньги в бизнес и купил франшизу WARPOINT.
Сегодня его арена приносит свыше миллиона рублей в месяц. Как ему это удалось в таком небольшом городе? Какие трудности были на старте? И стоит ли бояться открываться в регионах? Ответили в этом выпуске!
Хочешь такой же бизнес? Пиши нам: https://franchise.warpoint.ru/?utm_source=rutube&utm_medium=Uchaly_case
В ролике:
— Реальный отзыв франчайзи
— Доход и цифры по бизнесу
— Личный путь от риска до результата
Это не просто история успеха — это доказательство, что локация — не приговор, если у тебя есть цель и ты выбираешь сильного партнёра.
#Warpoint #Франшиза #VRарена #БизнесИстория #Франчайзи #Учалы #ИсторияУспеха #Инвестиции #Предпринимательство


