В последние годы на фоне хронического стресса, усталости и цифрового шума бани стали популярным местом отдыха не только для взрослых и пожилых людей, но и для молодежи. Такой тренд наметился во время пандемии коронавируса, когда люди начали искать места для отдыха и оздоровления после изоляции и больничных.
Согласно данным Яндекс.Вордстат, количество запросов по ключевому слову «баня» достигает 7-8 млн в месяц. В зимние месяцы наблюдается пик спроса, летом — небольшое угасание интереса. Тем не менее, банями в последние 5 лет интересуется существенно больше людей, чем в доковидные годы.
Так, согласно исследованию AnalyticResearchGroup, в 2024 году объем оказанных населению услуг на рынке бань, саун и душевых в России достиг 43,2 млрд рублей, показав рост на 13,2% по сравнению с предыдущим годом. Эксперты прогнозируют рост рынка на 5-7% ежегодно, в том числе за счет того, что бани привлекают всё более молодую аудиторию.
Бизнес, в свою очередь, адаптируется под запросы молодых посетителей. Бани предлагают разнообразные программы парения, музыку, аромамасла, дополнительные занятия, например, элементы йоги, медитации, СПА-процедур. В некоторых местах такой сервис включает в себя ужин из полноценной ресторанной кухни.
В этой бизнес-идее мы поговорим об открытии современной интерактивной бани, с готовыми «сценариями» для разных посетителей и развлекательной программой, адаптированной под запросы клиента.
Интерактивная баня — это баня, где парение превращено в режим / сценарий, как «квест для тела», где посетитель проходит свой трек из температур, дыхания, ароматов, ритуалов и аудио-подсказок.
Как это будет работать
Человек выбирает тему или сценарий перед сеансом:
- «Перезагрузка внимания»
Режим тишины + мягкие контрасты тепла, цель — снять фоновую нервозность и вернуть фокус на важных вещах. - «Антистресс-контур»
Темп дыхания задаётся аудиоритмом, акцент на ощущениях безопасности и расслабления. - «Цифровой детокс»
Максимальное снижение отвлекающих факторов — без телефона, без музыки, чтобы восстановить чувствительность и услышать «внутренний голос».
Для компаний также предусмотрены готовые сценарии:
- «Тихая тусовка»
Минимум разговоров, синхронный ритм дыхания, медитация, общение - «Термальный челлендж»
Игровые карточки: микро-задания на восприятие жара / холода; безопасная лёгкая конкуренция. - «Афтерпати»
Парение под музыку от диджея, световое шоу, разнообразные закуски и напитки.
Целевая аудитория в таком случае — молодые люди от 23 до 40 лет, которым интересны подобные виды отдыха. Нужно привлекать как мужскую, так и женскую аудиторию. Если раньше бани считались сферой интересов мужчин, то свежие публикации показывают, что женщины, особенно предприниматели и блогеры, тоже являются постоянными клиентками бань.
При ведении социальных сетей и других способах рекламы стоит сделать акцент на пользу для здоровья, так как тема ЗОЖ становится очень популярной в современном обществе. Также стоит разработать программу лояльности, чтобы стимулировать клиентов возвращаться снова и снова.
Условия реализации
Аренда/покупка земли и строительство бани обходится недешево. В крупном городе с населением около миллиона человек такой процесс обойдется от 5 млн за строительство и отделку. Плюс аренда земли, а найти свободный участок в мегаполисе — та ещё задача. Загородом намного проще, но тогда придется почти отказаться от клиентов по будням, так как отдыхать на природу люди выезжают, в основном, в выходные и праздники. А вот в городскую баню могут зайти и вечером после работы.
Еще один вариант: аренда уже готовой бани. Случается такое, что бизнес закрывается, а помещение сдают. Небольшой ремонт, переделка под свой стиль — и можно устраивать сеансы. Это идеальный вариант.
Третий вариант: аренда бани на действующих базах отдыха. Можно поговорить с собственниками и обосноваться в их помещении. Как правило, в таких местах далеко не одна баня, и выделить помещение в долгосрочную аренду за ежемесячное вознаграждение, может быть взаимовыгодным сотрудничеством.
При любом раскладе вложения на старте будут серьезными, даже если не учитывать строительство. Ремонт и отделка в едином стиле, покупка мебели, светового оборудования, печей и парогенераторов, музыкальной аппаратуры, аксессуаров для парения и т.д. — всё это требует вложений.
Персонал — это отдельная статья расходов. Даже минимальный штат включает пар-мастера (банщика), администратора для записи гостей и контроля сессий, а при групповых и шоу-программах — инструктора, ведущего или диджея. Затраты на зарплату зависят от города и квалификации сотрудников, но важно подбирать персонал так, чтобы опыт гостей был максимально качественным и безопасным.
Относительно еды, лучше всего заключить договор с рестораном, кафе или кейтерингом, которые будут доставлять ужины в соответствии с пожеланиями клиентов. Важно выбрать кухню, расположенную недалеко, чтобы не томить гостей ожиданием и продумать систему заказа блюд заранее.
Маркетинг и привлечение первых клиентов — моменты, на которых нельзя экономить. Потребуются средства на создание сайта и страниц в соцсетях, рекламу через таргетинг, возможно, коллаборации с блогерами и локальными сообществами. Первые месяцы важно активно продвигать интерактивную баню, чтобы заполнить расписание сеансов и получить обратную связь для доработки сценариев.
Примерный расчет стартовых вложений будет выглядеть следующим образом:
Статья расходов | Примерная сумма (руб) |
Строительство и отделка 2 залов + комната персонала + зона для застолья | 5 – 6,5 млн |
Мебель, полки, печи, аксессуары для парения | 400 – 700 тыс. |
Световое и аудио оборудование | 150 – 300 тыс. |
Аромамасла, веники, расходные материалы | 50 – 100 тыс. |
Разработка сценариев, аудио-гидов, печатные материалы | 50 – 100 тыс. |
Минимальный маркетинг и реклама на запуск | 50 – 150 тыс. |
Персонал (зарплата на 1–2 месяца) | 200 – 400 тыс. |
Итого: | 5,9 – 7,9 млн рублей |
Средняя рентабельность и сроки окупаемости
По данным Чек.Индекс, средний чек в банях, саунах, спа-центрах и термальных комплексах в 2025 году составляет 4079 рублей. Учитывая, что баня будет «интерактивная» с дополнительными опциями в виде ужинов, шоу-программ и индивидуальных сценариев, примем за средний чек 5000 рублей за индивидуальный сеанс и 15 000 рублей за компанию из 5-ти человек.
Предположим, что на старте загруженность бани составит по 2 индивидуальных сеанса в будние дни, и по 5 сеансов для компаний в выходные.
Примерный расчет выручки в месяц | |
Выручка с индивидуальных сеансов (по 2 сеанса по будням) | 44 сеанса × 5 тыс. руб. = 220 тыс. руб. |
Выручка с сеансов для компаний (по 5 сеансов по выходным) | 40 сеанса × 15 тыс. руб. = 600 тыс. руб. |
Общая месячная выручка | 820 тыс. руб. |
За вычетом расходов на аренду земельного участка или бани, зарплаты персонала, маркетинга и расходников, чистая прибыль составит примерно 200 тысяч рублей.
При вложениях в 6 миллионов рублей интерактивная баня окупится примерно за 30 месяцев. При увеличении загруженности на 20% срок окупаемости сократится до двух лет, при снижении числа сеансов на 20% вложения удастся «отбить» только через 3 года.
При расчете важно учитывать, что загруженность напрямую зависит от локации, а также успеха маркетинговой кампании. При этом, с течением времени динамика может измениться как в лучшую сторону – спрос на бани по прогнозам специалистов продолжит расти; так и в худшую – например, если по соседству откроется конкурент со схожей концепцией.
Если вас интересует подобный бизнес в сфере красоты и здоровья, но вы не готовы рисковать и экспериментировать, то советуем обратить внимание на франшизы СПА-салонов в нашем каталоге. Многие компании предлагают решения и программы, которые уже нашли своих клиентов по всей России.
Комментарии •0