БИБОСС
Войти

Бизнес в гараже. Идеи

«Какой бизнес открыть в гараже?» — вопрос, которым всерьёз задаются очень многие жители нашей страны. Различные гаражные бизнесы стали активно открываться в нашей стране ещё с середины 90-х гг., когда многие заводы оказались либо закрытыми, либо на грани закрытия, а их работники вынуждены были как-то выживать. Тогда-то в гаражных кооперативах квалифицированные токари, слесари и другие специалисты стали устраивать мастерские, где вытачивали детали, открывали производства мебели и т.д.

С течением времени популярность собственного бизнеса в гараже только росла. Сегодня в некоторых регионах России за счёт своего дела в гараже живёт огромный пласт населения. Например, на юге России гаражные ремесленники составляют более 50% жителей, а в разных городах Поволжья — от 20 до 45%.

При этом об открытии бизнеса в гараже всё чаще задумываются не только бывшие заводские рабочие, для которых это едва ли не единственный способ выживания, но и современные молодые люди из «креативного класса». Что же заставляет последних открыть бизнес в гараже?

Мария Демьянова

Генеральный директор «Прокат декора «pro-oblepixa»

Когда человек приходит к мнению, что ему нужно открыть свое дело, особенно если оно будет основано не на интеллектуальном, а на вполне реальном товаре, то необходимо помещение, в котором эти самые товары будут производиться и находиться. Гараж — это самое недорогое и доступное помещение для простого начинающего бизнесмена.

При этом в отличие от домашнего бизнеса, гараж воспринимается как некоторый офис, который создаёт ощущение «я хожу на работу, которую создал сам». Когда ты работаешь дома, то ты неизменно сталкиваешься с мнением домодчацев, что ты лоботряс и сидишь дома, гараж избавляет несчастного бизнесмена от придирчивых взглядов.

А еще у тебя не тикают в голове чудовищные часики, которые каждый месяц кричат о немыслимых арендных выплатах и грозных арендодателях. Гараж может расширяться ввысь и вширь — построить верхний этаж или выкупить гаражи соседей никто тебе не запретит.

Одним словом, использование гаража для ведения собственного бизнеса позволяет не только сэкономить на аренде помещения, но и при этом и обеспечить более-менее комфортные (по сравнению с домашними) условия для своего дела.

Подводные камни

Но при всех этих плюсах бизнес в гараже имеет и определённые подводные камни. Главный из них — спорная законность данного предприятия. Всё-таки, гараж — это в первую очередь помещение для автомобиля, а не для организации торговли или производства. «Подогнать» его под требования СЭС или пожарного надзора будет не так уж просто, тем более если вы не собираетесь открывать бизнес, которому в гараже самое место (например, шиномонтаж или автомойку). А без соблюдения стандартов и наличия разрешительных документов о законности бизнеса и говорить не приходится.

Тем не менее, большинство «гаражников» это не останавливает. Они работают вне поле зрения государства, используя для поиска клиентуры и сбыта продукции старые связи. Стоит признать, что часть гаражных бизнесменов всё-таки регистрирует ИП или ООО, но их процент мал.

Ещё одна возможная проблема — несогласие с вашим бизнесом руководства гаражного кооператива или соседей. Постоянные жалобы от тех и от других способны загубить дело на корню.

Но даже если все вопросы с оформлением и соседями решены, у гаражного бизнеса ещё один серьёзный минус. Чаще всего гаражи территориально удалены от густонаселённых районов, крупных транспортных магистралей, зон хорошего трафика.

Одним словом, гаражи часто располагаются в промзонах, на отшибах, куда ваши потенциальные клиенты не забредут мимоходом.

Более того, они не поедут к вам в трущобы даже целенаправленно. Поэтому для большинства видов бизнеса гараж, «спрятанный» на окраине городе среди десятков или сотен своих близнецов, просто не подойдёт. А вот удачное расположение вблизи транспортных и людских потоков сыграет только на руку.

Ещё один подводный камень бизнеса в гараже заключается в риске потерять всё в одночасье. Дело в том, что гаражи в городской черте в любой момент могут попасть под снос из-за вероятного строительства дороги, ТЦ или жилого комплекса на земле, где расположен кооператив. И если стоимость самого гаража вам компенсируют, то вложенные в бизнес деньги исчезнут без следа. Риск потерять всё возрастает и в связи с тем, что в последнее время власти активизировали борьбу с «гаражниками». Например, в Москве под снос попали 10 тыс. гаражей, входящих в комплекс «Шанхай».

Так или иначе, если вы всерьёз настроились вести свой бизнес в гараже, его в первую очередь стоит подготовить к этому. Ведь четыре стены, крыша и пол — далеко не всё, что будет нужно для комфортной работы.

Гараж требует подготовки

Прежде чем открывать в гараже свой бизнес, придётся хорошенько вложиться в имущество. В первую очередь нужно обустроить сам гараж: помещение должно быть тёплым и светлым, в него стоит провести водоснабжение и канализацию. Ну и конечно, элементарный уют и презентабельный вид тоже никто не отменял, поэтому внутренняя и внешняя отделка — крайне желательные атрибуты.

Наведение внешнего лоска — всего лишь вопрос денег. Для ремонта гаража вам понадобятся строительные смеси, утеплители, светильники, отделочные материалы и т.д. А вот с отоплением, светом, водой и прочими коммуникациями могут возникнуть дополнительные сложности.

Дело в том, что не всегда можно подключить гараж к городским сетям коммуникаций. В этом случае придётся проводить локальные сети. Это увеличит затраты — и временные, и трудовые, и денежные — в несколько раз.

Сумма вложений будет зависеть не только от того, в каком состоянии ваш гараж находится сейчас, но и от того, какой бизнес в нём вы собрались открывать.

Например, если вы хотите, чтобы гараж приносил пассивный доход, выполняя роль склада, вложений нужно будет минимум. Придётся только утеплить его, отделать, а также установить стеллажи или другое оборудование для хранения.

Для автосервиса понадобится также специальное оборудование, покупка и установка которого может ощутимо увеличить затраты. Затраты на покупку и монтаж производственной линии при открытии мастерской или производства в гараже могут оказаться ещё более серьёзными. Каждый случай придётся рассчитывать индивидуально, поэтому однозначно предсказать, сколько именно вы потратите на оборудование своего гаража, нельзя.

Мифы о бизнесе в гараже

Стоит оговориться, что далеко не любой бизнес стоит открывать в гараже. Очень многие варианты могут не «выстрелить». Кроме того, часть бизнесов в гараже делать просто нельзя.

Скорее всего, когда вы будете искать идеи бизнеса в гараже, вам не раз попадутся на глаза предложения открыть пекарню, коптильню или цех по производству пельменей. Основная проблема с пищевыми производствами — достаточные высокие требования к помещению со стороны Роспотребнадзора.

Там, где будут готовится продукты питания, должны быть не только оборудование и водоснабжение, но источники дневного света, вытяжки, а также специальный ремонт и регулярная уборка. Согласитесь, что оборудовать гараж в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими стандартами проблематично.

Торговля — также не лучшее решение для гаражного бизнеса. Все мы помним, что золотое правило торговли — расположение в месте с хорошим автомобильным и пешеходных трафиком, а гараж в подавляющем большинстве случаев спрятан далеко от людских потоков.

Казалось бы, бизнес, связанный с автомобилями и их обслуживанием, как раз то, что нужно для гаража. Однако это отнюдь не всегда так. Очень многое здесь вновь зависит от расположения.

У автомобильного бизнеса в гараже могут быть и другие недочёты. В частности, мойки, шиномонтажи и сервисы — бизнесы с достаточно высокой конкуренцией, поэтому стартовать и наработать свою клиентуру будет очень непросто. Что касается оказания модных среди молодёжи услуг, таких как, например, необычные виды покраски, их популярность может со временем сойти на нет, и в результате вы останетесь без клиентов.

Ещё одна достаточно популярная идея бизнеса в гараже — сезонное хранение шин и велосипедов. На первый взгляд всё логично: держать в квартире 2-3 велосипеда или комплект летней резины просто негде, поэтому многие с радостью согласятся заплатить энную сумму и отправить их в чей-то гараж до лучших времён. Но на практике дела обстоят несколько иначе.

Константин Новгородов

Велком

Во-первых, бизнес по хранению велосипедов очень подвержен сезонности. Летом вы просто не сможете вести работу из-за отсутствия спроса. Во-вторых, само себе хранение не рентабельно. Желающих сдать велосипед или шины на сезон находится не так уж много. К примеру, мы в последнем сезоне приняли на хранение только 120 велосипедов.

Хранение целесообразно организовывать разве что как бонус к торговому бизнесу или шиномонтажу, поскольку клиенты сдают шины и велосипеды туда же, где «переобувались» или готовили велосипеды к сезону.

Можно сказать, что идеальный вариант бизнеса в гараже — это создание небольшого непищевого производства или мастерской. И то, и другое в сущности не требует расположения на пересечении транспортных и пешеходных потоков. При этом сбывать ваши изделия и «раскручивать» бизнес поможет вездесущий интернет.

Одним словом, бизнес в гараже отнюдь не так прост, как может показаться на первый взгляд. Чтобы организовать своё дело в гараже, придётся серьёзно подойти не только к выбору самой бизнес-идеи, но и к его обустройству. Тщательно выберите идею из массы приглянувших вам, оцените все риски, поймите, подойдёт ли она.