БИБОСС
Войти

Бизнес-идеи для женщин

Времена, когда бизнес считался только мужским занятием, давно прошли. Сегодня дамы не отстают от кавалеров в стремлении обрести финансовую независимость. Однако женское предпринимательство по-прежнему рассматривается как самостоятельный феномен, отдельно от предпринимательства «вообще».

На эту тему даже существуют специализированные исследования. Например, общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» недавно составила индекс предпринимательской активности женщин.

По данным исследования, сегодня среди российских бизнесменов женщин только 27%. Но дамы не считают, что предпринимательская стезя — только для избранных. Почти две трети из них видят себя предпринимателями в перспективе, а более половины уверены, что ведению бизнеса можно научиться. Правда, на пути к этой благородной цели им мешают недостаток времени, знаний и средств, а также ряд других факторов.

Зачем женщины идут в бизнес?

Отдельно стоит рассказать о причинах, которые заставляют дам задуматься о своём деле. На первом месте материальный стимул — женщины, точно так же, как и мужчины, хотят больше зарабатывать. Второе по значимости обстоятельство — желание реализовать свою идею или принести пользу обществу.

Светлана Стерхова

директор InnovМаркетинг

Для меня собственный бизнес — это свобода выбора заниматься тем, что мне нравится. Я могу выбирать наиболее интересные проекты, а кроме того сама определяю свою загрузку.

Светлана Емельянова

совладелец и генеральный директор Консалтинг-Центра «ШАГ»

Тема самореализации, как мне кажется, для женщин-предпринимателей не является такой значимой, как для предпринимателей-мужчин. А в остальном, как мне представляется, нет гендерных различий. Люди идут в бизнес, потому что хотят быть хозяевами своей жизни, ценят свободу действий, времени и решений. Хотят, чтобы их жизни управлялись их, а не чужой волей.

Ещё один фактор, который заставляет женщин сделать выбор в пользу собственного бизнеса — это желание проводить больше времени с семьёй.

Дарья Пантюх

основатель Personal Partner Consulting boutique

К сожалению не все работодатели понимают, как важно для женщины иметь более свободный график или сокращенный рабочий день. И каждый раз приходится отпрашиваться со скрипом, объясняя, что у ребенка важное мероприятие в школе или он заболел.

Елена Лысенкова

генеральный директор Hospitality Income Consulting

Любой женщине в жизни нужно найти баланс между несколькими вещами: семьей, детьми, работой и собой. Для того, чтобы это сделать, каждый выбирает свой путь. Для активной женщины, успешного специалиста и профессионала открытие собственного бизнеса расширяет границы возможной самореализации при одновременной возможности поиска баланса между работой и всеми остальными частями жизни.

Но тем потенциальным предпринимательницам, которым как раз движет желание иметь больше свободного времени не стоит считать, что открытие ИП или ООО сразу же развяжет им руки и даст возможность чаще видеться с семьёй. На первых порах бизнес требует большого внимания и уймы усилий. Возможно, на какое-то время придётся и вовсе забыть о семейных делах. Так, основательница сети автоцентров «Вилгуд» Барно Турсуновой пришлось уехать в Москву, чтобы воплотить мечту о собственном бизнесе, а детей оставить на родине в Ташкенте.

Что предпочитают дамы?

Мотивы, по которым женщины приходят в бизнес, накладывают определённый отпечаток и на то, какую именно сферу деятельности они выбирают. Наиболее привлекательной для открытия собственного бизнеса дамы посчитали сферу услуг. Она, как правило, позволяет и пользу от своей деятельности увидеть сразу же, и материальных вложений требует не так много, как организация производства. К последнему, кстати, дамы проявляют наименьший интерес.

Интересно, что в сфере услуг женщины предпочитают работать в заведениях питания, а не в сфере красоты. А вот те, кто хотел бы развивать бизнес в торговле, с большим удовольствием продавали бы губную помаду, а не туфли или колбасу. В сфере производства дамы отдают предпочтение лёгкой промышленности — пищевому, текстильному производству или созданию детских игрушек.

Такой выбор отраслей вполне укладывается в традиционное представление о том, какую работу считать «женской». Мы с большей вероятность ожидаем увидеть женщину на посту владелицы кафе, директора магазина косметики или руководителя проекта по созданию модной одежды. Но такие ожидания отнюдь не всегда верны и могут сыграть с бизнесвуман злую шутку.

Светлана Соколова

генеральный директор PROMT

Бизнес есть бизнес, и в нем на первый план выходят вопросы компетенции, умения построить стабильную модель и работать с негативом, разработать грамотную стратегию. Это не зависит от принадлежности к тому или иному полу.

Более того, деление на «женское» и «мужское» закладывает ограничения, что в конечном итоге негативно может отразиться на самих бизнес-процессах. Например, различные стереотипы вроде «не мужское/не женское это дело» могут повлиять на решение отказаться от той или иной сферы деятельности, к которой есть предрасположенность, интерес вкупе с предпринимательской хваткой.

Сложности и преимущества женского бизнеса

Так или иначе, женщинам приходится справляться с целым набором социальных ролей, каждую из которых важно исполнить одинаково хорошо. Кроме того, они вынуждены сталкиваться с мнением окружающих и их ожиданиям. Всё это приводит к тому, что дамы, развивающие свой бизнес-проект могут столкнуться с нехарактерными для мужчин-предпринимателей сложностями.

Алевтина Валитова

директор российского представительства японского бренда детской одежды премиум класса Miki House

Конечно, мир бизнеса сформирован мужчинами, и то, что женщина сталкивается с определенными трудностями очевидно и естественно. Это может быть сопротивление персонала, или неприятие коллегами или партнерами-мужчинами, что отчасти происходит из-за женской эмоциональности. Но в то же время эмоциональность и интуиция — это козыри бизнес-леди.

Анна Левитова

управляющий партнер международного агентства недвижимости W1 Evans

Сложно себе представить, чтобы мужчину кто-нибудь спросил, сталкивается ли он со специфическими для его пола сложностями в бизнесе. Сама постановка вопроса говорит о том, что женщина до сих, к сожалению, не воспринимается как полноценный деловой человек. Женщин также часто спрашивают, как они совмещают успешную карьеру и семью, как будто у мужчин не бывает семей или нет семейных обязанностей.

Вероятно, в этом и есть сложность: женщине нужно прилагать больше усилий, чтобы собеседники воспринимали ее серьезно. Тем не менее, деловые женщины в России давно привыкли прилагать больше усилий и не замечают этих трудностей.

Правда, не все женщины-предприниматели сталкиваются с дискриминирующим отношением. Некоторые из них считают, что отношение к ним ничем не отличается от отношения к мужчинам. Другие уверены, что главное — получать удовольствие от того, что делаешь. И именно это даст силы идти к своей цели и преодолевать препятствия.

Ряд предпринимательниц считает, что у них есть и преимущества перед коллегами-мужчинами. В частности, бизнеследи рассказывают о том, что им легче произвести благоприятное впечатление на переговорах, «включив» своё женское обаяние. Некоторые женщины-предпринимательницы даже строят на основе типично женских черт характера свой стиль управления компанией.

В своём стиле

«Женский стиль ведения бизнеса», «женский стиль управления» — весьма популярные выражения. Их смысл строится вокруг черт характера, которые традиционно приписываются женщинам: эмоциональность, мягкость, способность сопереживать. Стиль руководства, построенный на этих постулатах, часто противопоставляется «мужскому» стилю, в основе которого расчётливость, твёрдость решений и непреклонность. Тем не менее, для многих руководительниц принятое разделение на «женский» и «мужской» стиль ведения бизнеса — лишь условность.

Анна Левитова

управляющий партнер международного агентства недвижимости W1 Evans

Никакого «женского» или «мужского» стиля ведения бизнеса не существует. Женщины, как и мужчины, бывают жесткими или сговорчивыми, уверенными или тревожными, способными и не очень. Стиль ведения бизнеса зависит от индустрии, характера, образования и опыта руководителя, а не от пола, роста, веса или цвета волос.

Камнем преткновения при обсуждении женского стиля ведения бизнеса может стать повышенная эмоциональность, которую часто приписывают женщинам. И в этом вопросе мнения руководительниц расходятся. Кто-то считает, что женская эмоциональность — миф, а кто-то берёт её едва ли не за основу работы.

Нина Жукова

вице-президент Уральского Фонда Развития Бизнеса

Несмотря на то, что как правило женщины внешне эмоциональнее мужчин, управляем мы своими эмоциями намного лучше. Это не просто расхожее мнение, это мои личные наблюдения. У меня был опыт ведения совместного бизнеса и с женщинами, и с мужчинами. Женщины лучше справляются со стрессовыми ситуациями. Мы действуем мягко, но целенаправленно, что во многих ситуациях дает лучший результат, чем действие «напролом».

Женский бизнес зачастую строится и работает на эмоциях, а не только на здравом смысле и расчете. Но кто сказал, что это плохо? Эмоциональные промо-кампании обычно выигрывают.

Татьяна Брагина

сооснователь GoodSellUs

Женский бизнес зачастую строится и работает на эмоциях, а не только на здравом смысле и расчете. Но кто сказал, что это плохо? Эмоциональные промо-кампании обычно выигрывают.

Тем не менее, многие предпринимательницы считают, что женский стиль ведения бизнеса — вовсе не выдумка, а объективная реальность. И часто она даёт лучший результат, чем типично мужской подход.

Алена Август

коуч, бизнес-тренер, политтехнолог

Женщина, как правило, более внимательны к мелочам — пока мужчины готовятся к полетам в космос, кто-то просто наводит порядок на стартовой площадке и штопает скафандр. Именно так работает женское чутье, данное природой многим дамам — увидеть мелочи, заметить их влияние на общий результат, где-то даже на уровне интуиции почувствовать возможные угрозы в направлении отношений в коллективе, недовольство своими позициями среди талантливых сотрудников (управлять ими действительно непросто), и также — обеспечивать баланс риска и осторожности.

Барно Турсунова

сеть автосервисов «Вилгуд»

Мужчины порой страдают излишней самоуверенностью и поспешностью. Женщина досконально изучает сферу своей деятельности, просчитывает заранее все возможности и риски. Это защищает ее от неприятных неожиданностей.

Среди других женских черт управления бизнесом, которые несомненно пойдут ему на пользу, предпринимательницы называют клиентоориентированность, внимательность к деталям и последовательность в действиях. Немудрено, что женщины с таким набором качеств предпочитают работу в сфере услуг. Способность увидеть в клиенте не кошелёк, а человека, и отнестись к нему соответственно даёт фору лидерской хватке.

Но если вы не обладаете типичными женскими чертами характера, то возможно и не стоит ломать голову над вопросом: «Какой бизнес начать женщине?». Просто выбирайте ту сферу, которая придётся по душе, и развивайте в ней своё дело так, как вам комфортно, не взирая на скептиков.