БИБОСС
Войти

Бизнес-идеи в сфере услуг

foto

1,7 млрд жителей Земли работают в сфере услуг

foto

— свидетельствуют данные National Geographic. И это одна из самых востребованных сфер деятельности. Бизнес в сфере услуг лишь немногим уступает по популярности торговле и значительно опережает в этом смысле бизнесы, связанные с производством.

И такому положению дел есть достаточно простое объяснение — в отличие от торговли или производства, которые в обязательном порядке требуют определённых начальных инвестиций, бизнес в сфере услуг без вложений открыть вполне возможно. Чтобы оказывать услуги, зачастую достаточно лишь собственных знаний и умений, а также минимального бюджета на рекламу. Хотя обойтись можно и без него.

К примеру, сегодня многие парикмахеры, визажисты или мастера маникюра уходят из салонов «на вольные хлеба», наработав определённую клиентскую базу. При этом им не приходится вкладываться в продвижение или аренду помещения: оказывать услуги можно прямо на дому или с выездом к клиенту, а новых заказчиков можно набирать через социальные сети. Да и влияние «сарафанного радио» здесь недооценивать не стоит: контакты классного мастера — то, за чем потенциальные клиенты активно охотятся сами. Всё то же самое справедливо и для всех прочих специалистов в сфере услуг: юристов, PR-щиков, репетиторов.

По прошествии некоторого времени, заработав своим микробизнесом определённую сумму, можно перейти к более серьёзному предпринимательству — открыть свой салон красоты или юридическую консультацию, не влезая при этом в кредиты.

Ирина Милованова

Кинологический центр «Элита»

Главные преимущества в сфере услуг для меня — это отсутствие материальных вложений, возможность самореализации в любимом деле и планирование загруженности. Но я занимаюсь бизнесом одна, в том числе беру на себя рекламу и работу с клиентами. А это означает, что мне постоянно нужно быть на связи, а это не всегда легко.

Ещё одна причина популярности сферы услуг заключается в том, что своё мастерство можно продавать дорого. Очень дорого. Хотя, безусловно, не все специалисты стоят одинаково. К примеру, мастер маникюра, который только учится своему делу, работает за символическую плату, а тот, кто уже давно трудится и может делать нечто особенное, берёт за работу куда большие деньги. Или юрист, который способен помочь в особенно сложных случаях, будет «стоить» гораздо больше, чем тот, кто берётся лишь за шаблонные дела.

Одним словом, стоимость тех или иных услуг может варьироваться в зависимости от уровня мастерства, а также от конкуренции в выбранной нише и грамотности выстроенной маркетинговой стратегии.

Кстати, если вы гений маркетинга, этот факт позволит вам вывести своё предложение в сфере услуг на такой уровень, что оно по доходности даст фору и торговле, и производству. Если вы сумеете создать wow-эффект, продажи пойдут весьма активно. Стоит оговориться, что такие маркетинговые игры могут прийтись по вкусу далеко на каждому.

Ну и наконец, бизнес в сфере услуг зачастую гораздо легче масштабировать, чем в торговле или производстве. Ведь чтобы увеличить объём производства, вам придётся приобрести новое оборудование, смонтировать его, провести пуско-наладочные работы. Всё это требует денежных вливаний и серьёзных временных затрат.

В продажах товаров дела обстоят не лучше. Чтобы охватить новый регион, придётся изучить рынок, найти подходящее для размещения магазина место, провести ремонт, «утрясти» все дела с проверяющими органами, закупить и доставить товар на новую точку, нанять продавцов. Всё это опять же отнимет у вас драгоценные время и деньги.

А вот масштабировать бизнес в сфере услуг, к примеру, открыв филиал юрфирмы в соседнем городе намного проще. Нужно лишь посадить на место человека, который будет принимать обращения граждан и передавать их в головной офис, и дать рекламу.

Несмотря на все плюсы, бизнес в сфере услуг — далеко на самый лёгкий.

Конечно, в услугах работать несколько проще, чем в том же производстве: никаких технологических требований, минимум согласований с контролирующими органами. Но если вы думали, что вход в сферу услуг доступен каждому, вынуждены огорчить вас: это далеко не так. Для того, чтобы предоставить качественную услугу, нужно приложить не меньше усилий, чем в любой другой сфере.

Основная сложность в этом деле заключается в том, что в сфере услуг очень сильно влияние человеческого фактора. Скажем прямо: если вы — посредственный специалист, или не умеете вежливо общаться с клиентами, оказывая при этом услуги самостоятельно, бизнес ваш долго не продержится. Не менее сложно будет, если вы наймёте сторонних специалистов. Часто отобрать их достаточно тяжело, да и проследить за тем, как они исполняют свои обязанности, непросто.

Ещё один минус работы в услугах — большая конкуренция. Там, где есть неплохой спрос и затеять бизнес относительно несложно, вы рискуете столкнуться с уймой таких же находчивых начинающих предпринимателей. Поэтому в услугах как нигде важно найти свою нишу и создать уникальное торговое предложение. Не бойтесь экспериментировать и делать то, что еще пока никто не делает. Но не забывайте и о чувстве меры: услуги должны оставаться востребованными, а не отпугивать потребителей своей безумностью.

Ну и конечно, в связи с большой конкуренцией в сфере услуг бывает достаточно сложно «раскрутиться». Это значит, что на то, чтобы заработать себе имя и назначить цену выше средней по рынку, могут уйти долгие годы. А вот начинать придётся с малого: в наиболее конкурентных отраслях услуг новички часто вынуждены работать за небольшую плату, надеясь на хорошие рекомендации и работу «сарафанного радио».

Услуги в России: что ждать рынку?

В последний год-полтора сфера услуг в России столкнулась с некоторыми сложностями, впрочем, как и вся экономика страны в целом. Начиная с августа 2015 года, деловая активность в деятельности, связанной с сервисом, начала снижаться. Всё дело в том, что компании столкнулись с увеличением суммы своих расходов, в том числе на коммунальные платежи. Влияние оказало и снижение курса российской валюты.

В результате большинство компаний были вынуждены взвинтить цены для клиентов, на что последние отреагировали бойкотом. Особенно сильно пострадали туризм и реклама — то, что потребители не считают необходимой статьёй расходов и на чём экономят в первую очередь. Уход клиентов заметили также автосервисы, гостиницы и агентства недвижимости.

Это не значит, что услугами в этих сферах перестали пользоваться вовсе. Просто изменилась структура спроса и частота обращений. К примеру, в автосервисы сегодня обращаются в основном по гарантии, а мелкий ремонт авто, гарантия на которые уже истекла, предпочитают выполнять самостоятельно.

Кстати, компании, которые продолжают работать в столкнувшихся со снижением спроса отраслях, смотрят в будущее не особенно оптимистично. Индекс предпринимательской уверенности в рекламе, туризме и сфере обслуживания автотранспорта просел сильнее всего, если верить данным Высшей школы экономики.

Но всё-таки не во всех видах услуг предприниматели столкнулись со снижением спроса. К примеру, ломбарды и микрозаймы от кризиса только выиграли.

Улучшились дела и у большинства сервисов, которые в конечном итоге помогают сэкономить. К примеру, прекрасно себя чувствуют компании, работающие на рынке аутсорсинга персонала: бизнесу дешевле нанять для выполнения нерегулярных работ стороннего человека, а не держать кого-то в штате, постоянно выплачивая ему зарплату.

Настоящий рост переживает и бизнес по помощи кредитным должникам.

Все эти изменения так или иначе связаны с ухудшением экономической ситуации. При этом жители России не ожидают, что экономическая ситуация вскоре изменится, и настроены на экономию. По данным исследовательского холдинга «Ромир», 11% россиян намерены сэкономить на различных дорогостоящих услугах, в том числе связанных с лечением или получением образования.

Хотя сами участники рынка образования не замечают значительного снижения спроса. К примеру, сеть школ иностранного языка London Express отметила, что число обучающихся студентов снизилось лишь немного, да и в дальнейшем спрос сильно не просядет: появилось больше тех, кто намерен устроиться на работу за рубежом или повысить свои компетенции, чтобы выигрышнее смотреться на рынке труда.

А вот данные, представленные Национальным агентством финансовых исследований, свидетельствуют: 48% процентов россиян экономят на отдыхе и отпусках, 18% — на транспорте.

Из этих цифр можно сделать вывод, что в ближайшее время спрос на услуги в сфере туризма, обслуживания автомобилей, а также на дорогие и не необходимые услуги расти не будет. Поэтому открывать бизнес, так или иначе связанный с этим видами деятельности, нужно, предварительно взвесив все возможные риски. А возможно, стоит и вовсе отказаться от этой затеи и осмотреться в поисках новых более востребованных направлений в сфере услуг.

Дмитрий Засухин

Лаборатория юридического маркетинга

При всех своих особенностях бизнес в сфере услуг сейчас очень популярен. Открывая его, мы начинаем активно зарабатывать на своих профессиональных знаниях и умениях. Все это приносит помимо дохода истинную радость от работы.

На мой взгляд, в ближайшее время будут востребованы узкие специализации. Например, адвокаты, защищающие права отцов, или food-фотографы. Чем уже становится специализация, тем легче вам привлечь к себе клиентов и найти свою нишу.

Ирина Милованова

Кинологический центр «Элита»

Я считаю, что малому бизнесу обязательно нужно работать не менее, чем в трёх близких друг другу направлениях. Тогда мониторинг рынка позволит развивать то, что востребовано именно в данный момент и поддерживать стабильный доход.

Также стоит обратить свой взор на услуги повседневного спроса, которые либо не сильно пострадали от кризиса, либо наоборот пережили прирост. При этом лучше всего работать в эконом-сегменте.

Константин Сунцов

Сеть парикмахерских «Бигуди»

Мы обнаружили, что за последнее время у произошёл прирост в 35-45%. Причём увеличилось и количество и посещений, и средней чек. Считаю, что это во многом связано с тем, что к нам перешли клиенты из заведений более высоких ценовых сегментов. При этом свои привычки тратить много и ни в чём себе не отказывать, они сохранили.

Вообще, недорогие форматы в кризис достаточно востребованы, поэтому в ближайшее время мы ожидаем дальнейшего роста спроса.

Наталия Пичугова

Сеть детских центров «Точка роста»

Мы заметили небольшой отток клиентов в регионах из-за кризиса. В целом ситуация гораздо лучше, чем мы ожидали. В преддверии лета мы ждём также сезонного снижения спроса, но рассчитываем, что уже в сентябре ситуация изменится.

Сейчас достаточно удачное время для того, чтобы открыть детский центр. С одной стороны, снизилась конкуренция: новые единичные проекты неактивно выходят на рынок. С другой стороны, условия по аренде помещений и поставкам оборудования стали куда более выгодными.

Как видно, представленные выше подходы противоположны друг другу. И тем не менее, и тот, и другой вполне могут сработать. А вот какой конкретно из них выбрать, зависит именно от вашего случая. Прежде, чем выбрать бизнес-идею в сфере услуг, оцените собственные компетенции, условия и рынка и спрос со стороны потребителей.