В настоящее время продуктовый ритейл переживает непростые времена, связанные с изменениями потребительских предпочтений, более высокими требованиями к сервису, активным развитием федеральных сетей, изменением законодательства, в том числе налогового, и развитием технологий. В таких условиях нужно очень осторожно подходить к вопросу открытия магазина продуктов, учитывать все вышеперечисленные факторы и перестать игнорировать маркетинг, мерчандайзинг и дизайн.
Чтобы магазин был успешным, теперь мало просто расставить стеллажи и холодильники в торговом зале, нужно вести бизнес так, как его ведут самые мощные игроки этого рынка. Хорошая новость – это возможно. Но прежде чем начать любой бизнес нужно чётко понять кто ваш клиент. И здесь кроется причина провала многих предпринимателей, так как большинство пытается играть на поле дискаунтеров, где им приходится конкурировать с крупными федеральными сетями, которых в этой битве победить очень сложно по множеству причин. Ценовая конкуренция с гигантами неизбежно приведёт к провалу.
Именно поэтому есть смысл выбирать нишу, в которой конкуренция минимальна, а выручка и прибыль в процентном соотношении выше, чем у дискаунтеров. Мы говорим о магазине продуктов питания в сегменте «средний/средний плюс».
Суть идеи
Рассмотрим концепцию этой бизнес-идеи на примере франшизы Базилик – продуктовых магазинов, ориентированных на сегмент средний/средний плюс и способных удовлетворить запросы самых требовательных покупателей. Это не коробочное решение. Магазины создаются под локацию и покупателей, которых должны привлечь, что дает большое преимущество перед конкурентами.
Каждый магазин проектируется индивидуально, с применением законов маркетинга, мерчандайзинга и потребительского поведения, учитывая особенности локации и конкурентного окружения. Иными словами, создается такой магазин, который нужен данному месту и людям, здесь проживающим/ работающим/отдыхающим или проходящим по данному маршруту.
Базилик может существовать в разных форматах, каждый из которых насыщается интересными предложениями, учитывая современные запросы покупателей.
Само полочное пространство магазина насыщено интересным ассортиментом, отличающимся от представленного в федеральных сетях. Ассортимент также включает санкционные востребованные товары и азиатские товары, очень популярные сегодня у молодежи.
Такой магазин, при должном управлении, способен выдержать любую конкуренцию, т.к. основа конкурентных преимуществ заключается не в дешевых ценах, а в уникальности ассортимента и других предложений, что обеспечивает более устойчивую позицию на рынке.
Целевая аудитория и маркетинг
Целевой аудиторией магазинов такого формата являются люди, относящиеся к «среднему классу» и выше. Согласно исследованию ВШЭ к этой категории в России относится около 30% населения страны. Теоретически, потенциальным покупателем продуктового магазина в сегменте средний/средний плюс может стать буквально каждый третий.
При работе с финансово стабильным слоем населения сложность состоит в том, что при работе с обеспеченными покупателями приходится соответствовать их высоким ожиданиям. Но в сложившейся экономической ситуации ориентация на обеспеченных покупателей себя полностью оправдывает, позволяя не только окупать инвестиции, но и получать стабильную прибыль с предприятия.
На сегодняшний день наиболее эффективными каналами коммуникации являются те, которые обращаются к клиенту более адресно. У магазина существует определённый радиус влияния, в котором и нужно прилагать максимум усилий для рекламы, не распыляясь и не тратя бюджеты на масштабные рекламные компании, покрывающие множество нецелевых клиентов.
Возможные каналы: реклама в лифтах, листовки, группы в мессенджерах.
Для клиентов проекта Базилик также доступны пуш-уведомления в приложении доставки.
Выбор локации
Локация – очень важный фактор успеха. При выборе помещения стоит учитывать множество факторов: инфраструктура, конкуренты, присутствие целевой аудитории, подъездные пути, парковка, этажность, трафик и другое.
Будет выгодно разместиться в новых жилых комплексах комфорт и премиум-класса, где ещё не так много конкурентов, но уже есть обеспеченные потенциальные клиенты, проживающие по соседству.
В большинстве случаев наиболее подходящим вариантом будет помещение отдельно стоящее или расположенное на первом этаже. Перед входом должно быть не больше трех ступенек, чтобы обеспечить лучшую доступность для мам с маленькими детьми и колясками.
Иногда стоит рассмотреть цокольные или первые этажи ТЦ. Электрическая мощность не менее 30кВт, трехфазное питание, наличие воды и канализации обязательно. Преимуществом будет наличие высоких потолков – от 3,5 метров.
Условия реализации
Примерная сумма, которую потребуется вложить при открытии такого магазина, как «Базилик», стартует от 8 млн рублей. Распределяются траты следующим образом:
Статья расходов | Инвестиции, руб. |
Торговое оборудование (холодильники, витрины, стеллажи) | 5 млн |
Освещение (спец. светильники под зоны товара) | 500 тыс |
Система автоматизации (кассы, ПО, весы, сервер) | 600 тыс |
Рекламное оформление (наружка, интерьерная навигация) | 350 тыс |
Закупка товара | 1,65 млн |
ИТОГО | 8,1 млн руб |
Всё оборудование: витрины, холодильники, стеллажи – по внешнему виду должны соответствовать высокому уровню магазина, быть удобными для покупателей и представлять товар в наилучшем свете, поэтому эконом-вариант здесь не подойдет. Кроме того, может потребоваться капитальный или косметический ремонт помещения, в зависимости от его состояния.
Примерная рентабельность и сроки окупаемости
Такие вложения оправдывают себя. В среднем, магазины Базилик имеют следующие показатели:
- Средняя выручка в месяц – 7,5 млн. руб.
- Чистая прибыль в месяц – от 700 т. руб.
- Рентабельность по чистой прибыли – 10 %
- Срок окупаемости – от 1 года.
Заключение
Магазин продуктов в сегменте средний/средний плюс можно открыть и самостоятельно, и по франшизе. Однако, в первом случае придется с нуля продумывать концепцию, подбирать ассортимент и локацию, опираясь только на свой опыт. Иногда его может быть недостаточно, чтобы создать торговое пространство, которое будет нравиться обеспеченным покупателям.
Комментарии •0