Когда предприниматель решает открыть своё дело, у него есть несколько вариантов для старта: открыть с нуля, приобрести готовый или купить франшизу.
Компании зачастую тоже стоят перед выбором: когда бизнес готов покорять новые горизонты, руководители должны решить, будут ли они расширять сеть под своим управлением или готовы к тому, чтобы развивать франшизу.
Когда и предприниматель, и компания делают выбор в пользу последнего варианта, а затем находят друг друга, возникает франчайзинг.
В этой статье мы простыми словами расскажем:
Что такое франчайзинг, франшиза, франчайзер и франчайзи
Представьте, что у вас есть знакомый, построивший успешный бизнес. Он уже знает, как найти деньги на старт, как наладить производство, где открыть торговую точку, как эффективно управлять командой и многие другие детали. А главное, у него уже есть клиенты и репутация. Вы договариваетесь с ним: он делится с вами бизнес-знаниями и брендом, а вы платите ему долю с будущих продаж. Именно в этом и заключается сущность франчайзинга простыми словами.
Франчайзинг — это способ развития бизнеса, когда успешная компания делится с начинающими предпринимателями своим брендом, опытом и технологией за фиксированную плату и часть прибыли.
Компания, которая передаёт права на бренд, технологии и помогает запустить бизнес, называется франчайзером. А тот, кто получает эти права — франчайзи.
Более подробно о том, кто такие франчайзи и франчайзор можно почитать по ссылке.
Франчайзи платит франчайзеру:
- Паушальный взнос — разовый платёж за передачу прав и помощь в запуске бизнеса;
- Роялти — регулярные платежи за поддержку со стороны франчайзера и возможность работать под чужим брендом.
Бренд, а также все права, обязанности и информация, которые франчайзер передаёт своему франчайзи, называются франшизой.
Подробнее о том, что такое франшиза, сколько она стоит и где её купить — читайте по ссылке.
Какой договор заключается при франчайзинге
Было бы логично, если бы сделка по франшизе между франчайзером и франчайзи оформлялась договором франчайзинга. Но такого определения в российском законодательстве нет. Франчайзинг на языке юристов называется «коммерческой концессией» (гл. 54 ГК РФ).
Компания, которая продает франшизу, и её покупатели могут заключить следующие виды договоров:
- договор коммерческой концессии;
- лицензионный договор — передача прав на интеллектуальную собственность (к ней может быть отнесен и товарный знак);
- договор возмездного оказания услуг;
- договор поставки;
- агентский договор.
Выбор документа зависит от типа франшизы, прав и обязанностей франчайзера и франчайзи. На практике только договор коммерческой концессии можно назвать полноценным договором франчайзинга, так как он охватывает все аспекты таких отношений: от стоимости до условий выхода из франшизы.
Подробнее о каждом из договоров, их отличиях и особенностях — читайте здесь.
Виды франчайзинга
В России работают сотни различных франшиз и все они отличаются друг от друга: видом деятельности, стоимостью, условиями и т.д.
Франчайзинг тоже делят на разные виды. В первую очередь, по финансовой модели. Выделяют:
- Деловой франчайзинг — классический вариант, его ещё называют «бизнес-форматом». Владелец бренда превращает свои рабочие процессы в стандарты, обучает партнёров и следит, чтобы они их соблюдали. Франчайзи при этом остаётся самостоятельным предпринимателем: открывает бизнес на свои деньги и платит франчайзору только за использование бренда, обучение и поддержку. Так работает большинство известных франшиз.
- Обратный франчайзинг — это система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи только продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи — в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях. Ярким примером такого вида франчайзинга является «Пятерочка». Франчайзи не выкупают товар, а лишь продают его, получая свой процент.
- Мягкий франчайзинг — компромиссный вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. По мере развития точки франчайзи выплачивает франчайзору сумму первоначальных инвестиций и получает полноценное франшизное предприятие. Этот вид рискован для франчайзора и требует больших затрат, поэтому его применяют редко. Успешно использует модель мягкого франчайзинга сеть «Суши-Маркет». Компания называет её «альфа-франчайзингом».
Также франчайзинг подразделяется по видам деятельности.
| Вид франчайзинга | Схема работы |
| Производственный (IT’S MILK, EpicLook) | Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора |
| Товарный (FIX Price, Галамарт, УНЦИЯ, S Parfum & Cosmetics) | Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине |
| Сервисный (Персональное Решение, Гемотест, SUBJOY) | Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда) |
Формы франчайзинга
Форма франчайзинга определяет сколько точек и на какой территории могут быть представлены после покупки франшизы.
Различают:
- Прямой франчайзинг. В этом случае по договору франчайзи может открыть только одно предприятие. Если он захочет открыть второе и третье — нужно будет заключать новые договора.
- Множественный франчайзинг. Франчайзи получает право открыть несколько точек на территории, но и франчайзер может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма популярна у франшиз с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.
- Территориальная франшиза. Франчайзи получает исключительное право на развитие бизнеса на определённой территории — регионе, городе или районе. Он может открыть несколько предприятий, при этом никому другому на неё права не продаются. Такая франшиза ещё называется эксклюзивной или исключительной.
- Мастер-франшиза. Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзер на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти. Этот способ еще называют субфранчайзингом. Часто применяется в международном франчайзинге, когда франшиза продается компании из другой страны.
Франшизы всех видов и форм, представленные в России, собраны в каталоге БИБОСС. А лучшие предложения рынка франчайзинга собраны в рейтинге ТОП 100 франшиз.
Преимущества и недостатки франчайзинга
Как и любой бизнес, франчайзинг несет в себе не только прибыль и выгодное сотрудничество, но и определенные риски, при чем как для франчайзи, так и для франчайзера.
Франчайзинг позволяет франчайзеру быстро развивать сеть без больших вложений: доход формируется за счёт паушальных взносов и роялти, растёт узнаваемость бренда, а опыт франчайзи помогает совершенствовать бизнес-модель. При этом риски остаются ниже, чем при развитии собственных предприятий. Так, если новый филиал «не взлетит», франчайзер не рискует своим капиталом — только временем и трудовыми ресурсами, затраченными на помощь в открытии, а также упущенной выгодой.
Но есть и подводные камни. Франчайзору сложнее контролировать качество услуг и сохранить эксклюзивность знаний. Партнёры могут уйти, забрав все секреты производства, и стать конкурентами. Большая часть прибыли остаётся у франчайзи, что снижает доход по сравнению с собственными точками. Кроме того, при нововведениях, необходимо адаптировать их под каждого партнера.
Татьяна Пицык
Сеть зоомагазинов ЗооОптТорг.рф, руководитель отдела франчайзинга
Франшиза — это выгодное партнёрство как для компании, так и партнёра-франчайзи. Плюсы для компании: быстрое расширение продаж, увеличение собственной торговой сети без дополнительных расходов и многое другое. Партнёры имеют возможность открыть свой успешный бизнес с поддержкой крупной компании. Важные аспекты нашей франшизы для партнёров: простота и доступность входа, возможность расширения, интеграция с программными продуктами компании.
Франчайзи при покупке франшизы получает ряд преимуществ. Во-первых, известный бренд вызывает доверие клиентов, а проверенная технология работы избавляет от необходимости выстаивать процессы с нуля. Франчайзер помогает вести бизнес, включая поддержку в кризисных ситуациях, а налаженные поставки и оптовые закупки снижают издержки. Кроме того, общение с другими франчайзи позволяет обмениваться опытом и учиться на чужих успехах и ошибках.
Но франчайзи не застрахован от рисков, и самый серьезный из них — это недобросовестный франчайзор, который просто получает деньги, при этом не будучи заинтересованным в успехе партнёров.
Подробнее о том, как не нарваться на такую франшизу — читайте здесь.
Даже если франчайзер надежный и вовсе не стремиться обмануть партнеров, его система может быть непроработанной для конкретного региона, а строгие стандарты не гарантируют прибыли. На самом деле, проблема, когда франчайзер даже не подозревает о том, что его франшиза неконкурентная, довольно много. К тому же, репутация сети влияет на успех бизнеса — негатив в адрес бренда бьёт по всем партнёрам. Но даже если франшиза идеальна по всем параметрам, роялти снижают рентабельность и чистую прибыль.
В хороших франшизах преимущества «перевешивают» риски, и новые филиалы под крылом известном бренда становятся успешными. Однако, для этого франчайзи приходится много работать.
Некоторые предприниматели готовы так сильно вкладываться в бизнес, что намеренно приобретают не самую лучшую, но доступную по цене франшизу.
Максим Иванов
Предприниматель, основатель Группы компаний «Альма»
Мы в свое время покупали франшизу за символические деньги и в принципе понимали, что она пустышка. Цель была получить информацию о каких-то схемах работы на начальном этапе. До этого у нас уже был опыт ведения бизнеса в разных сферах. Нам дали сайт, рекламные компании и примерное описание схемы работы, на первых порах франчайзор консультировал нас по разным вопросам, которые возникали в общении с клиентами. Это облегчило первый месяц работы, пока своего опыта не было. Сейчас до сих пор занимаемся этим бизнесом, но уже совсем в других масштабах.
Тренды и перспективы развития франчайзинга
Франчайзинг в России активно развивается, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Растёт число франшиз с низким порогом входа — предприниматели ищут возможности открытия бизнеса с минимальными вложениями и быстрой окупаемостью.
Топ популярных направлений франчайзинга в этом году:
Франчайзинг в городах-миллионниках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге начал развиваться раньше, чем в остальной части России, поэтому конкуренция здесь очень высока, а рынок уже насыщен. Теперь компании активно масштабируются за счет открытия франшизных филиалов в регионах. Многие франчайзеры адаптируют свои предложения не только под областные центры, но и запускают новые форматы в малых городах. Для привлечения партнеров из разных населенных пунктов, компании уменьшают паушальный взнос, снижают требования к площади помещений — словом, делают франшизы доступнее.
Яркий тому пример — франчайзинговые проекты компании X5: «Пятерочка» и «Около». Обе франшизы активно развиваются в малых городах и отдаленных регионах страны.
Франчайзеры из небольших городов не отстают от столичных коллег. Региональные франшизы активно развиваются по всей стране, и даже выходят за ее пределы — чаще всего в страны СНГ.
Учитывая грядущие изменения для малого и среднего бизнеса в РФ, франчайзинг становится ещё привлекательнее не только для начинающих предпринимателей, но и для действующих компаний. Ребрендинг может стать не просто вторым дыханием, но и настоящим спасением для бизнеса в кризисных условиях.
На рынке будут выигрывать бренды, способные адаптироваться к меняющимся условиям и предлагать предпринимателям прозрачные, экономически устойчивые модели. Всё это делает франчайзинг одним из самых перспективных и доступных путей для развития малого и среднего бизнеса в России.
Часто задаваемые вопросы
Франчайзинг — это система взаимовыгодных партнерских отношений, где одна компания (франчайзи) покупает у другой (франчайзора) франшизу, т.е. право вести бизнес под брендом компании-франчайзора.
Франшиза — это отлаженная модель ведения бизнеса под конкретным брендом, которую владелец компании передаёт за определённую плату покупателю. А франчайзинг – это способ организации таких бизнес-отношений.
При выборе франшизы нужно исходить из многих факторов: ваши интересы, ваши финансовые возможности, рентабельность бизнеса в вашем населённом пункте, его конкурентоспособность, надёжность франшизы и т.д. Чтобы оценить по ключевым критериям ту или иную франшизу — можно ориентироваться на показатели рейтинга ТОП-100 франшиз.
Это разные способы организации бизнеса. Каждый выбирает сам для себя то, что ему больше подходит. Покупка франшизы предполагает организацию бизнеса с нуля с поддержкой опытного партнёра. Владелец франшизы должен следовать стандартам и технологиям, прописанным в договоре.
Приобретая готовый бизнес, предприниматель получает уже работающее предприятие и может делать с ним всё, что захочет: поменять логотип, расширить деятельность, изменить технологию.
На рынке есть франшизы стоимостью от 150 тысяч рублей (преимущественно, вендинг) до нескольких миллионов (рестораны, фитнес-центры). Стоимость франшизы складывается из двух основных видов платежей — паушальный (первоначальный) взнос и роялти (регулярный). На размер этих платежей и в целом на цену франшизы влияют репутация франшизы, известность бренда, оказываемая франчайзором поддержка и т.д.
Главные опасности франшизы: недобросовестный франчайзор; непроработанность системы; низкая рентабельность; зависимость от репутации сети.
Комментарии •0